Франс Халс (Frans Hals) – голландский портретист, от работ которого по спине пробегает холодок. Неуловимый ужас и лёгкий озноб возникают неслучайно: в контурах, проработанных до мелочей, действительно есть нечто, леденящее душу.
Приглушённые холодные тона переносят зрителей в застывший параллельный мир, где персонажи оказались навсегда замороженными. Но при этом нельзя не восхититься тем, с какой точностью переданы жизнелюбие, радость, сомнение, решительность и другие чувства героев. Отчего же возникает это странное ощущение?
Реалистичность изображенных художником людей – это то, что вводит зрителей в недоумение. Ему удавалось запечатлеть момент из жизни человека во всех его красках: с мимикой, жестами, едва уловимыми движениями зрачков. Но взять жизнь реальную, пышущую великолепием, и внезапно остановить её, перенести на холст в сиюсекундном состоянии – это вовсе не то же самое, что передать ощущение жизни и времени.
Герои на картинах Халса – это неповторимые личности с уникальными особенностями, но они кажутся вырванными из своей истории. Именно это сочетание жизни, динамичной и меняющейся, и застывшей вечности стало «визитной карточкой» творчества Франса Халса. Художник изображал не только человека как такового, но и ситуацию, в которой оказался герой, его реакцию и эмоции в этот момент.
На картине «Регентши приюта для престарелых» художник запечатлел пять женских фигур, облачённых в чёрное. Они выделяются на болотно-сером фоне, но зритель осознаёт их связь с изображённым местом: героини картины присели за стол не на минуту – их жизнь неразделима с госпиталем. Женщины не похожи друг на друга, и не возникает сомнений, что за спиной у каждой – целая интересная, долгая жизнь с собственными решениями, взглядами, мыслями. Но в их глазах есть нечто общее, что связывает воедино все пять образов. И еще это преобладание на картине черного цвета, который поражает своим разнообразием и помогает полнее раскрыть характеры героинь. Этот цвет у Халса – «многолик»,что подметил еще ван Гог, сказав, что художник использует 27 оттенков черного.
Дети на работах Халса – потрясающий аспект его творчества. Эти цветы жизни художник не накрывал стеклянными колпаками, как это делал Маленький Принц со своей Розой. Он не рисовал румяные щёки и блестящие глаза на фарфоровых лицах кукол. Напротив, художник обращал внимание на самые чудесные и естественные стороны малышей, на то, какими они являются на самом деле. На одной из ранних картин «Смеющийся мальчик» (1625 год) улыбающийся во весь рот ребёнок будто вырван из реальной ситуации для того, чтобы застыть на полотне художника. Что он делал мгновение назад: играл с соседской собакой, ел вкусное печенье или что-то увлеченно мастерил? Этого мы никогда не узнаем, но зато поймем – занятие подарило маленькому герою счастье.
Франс Халс – это живописец, талант которого позволял удивительно точно передавать настоящую красоту людей, проявляющуюся в бытовых моментах, ежедневных поступках и обыкновенных мелочах. Кисть в его руках становилась волшебным фотоаппаратом, который может запечатлеть не только реальные ситуации, но и чувства, мысли, а значит – и саму жизнь.