Сейчас последняя неделя, когда в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина проходит выставка Хаима Сутина (1893 — 1943). Самая обширная ретроспектива художника в России, максимально полно представляющая его творчество.

Живопись Хаима Сутина шокирующая, агрессивная, для кого-то, вероятно, даже отталкивающая, но в ней есть очень важная вещь — способность проникать в душу предмета, показывая его суть. Одухотворить то, что с самого начала было лишено жизни.

 

Художник не просто рисовал, он думал на холсте и проживал жизнь вместе со всем, что изображал. При этом переосмысление всегда сопровождалось болью, драмой и пугающим одиночеством. Это чувствуется почти в каждой работе, будь то пейзаж, портрет или особенно любимый жанр художника — натюрморт.

Эти ощущения пластически подчеркивает красный цвет, который часто встречается в работах мастера: красные цветы, одежды людей, туши. Для Хаима Сутина цвет был не только способом воздействия на зрителя, но и способом выразить свое мироощущение, рассказать о своём восприятии вещей.

Подобное драматичное наполнение произведений художника, во многом, — отражение его трагичной и тяжелой жизни. С самого детства, будучи десятым ребенком в семье, Хаим Сутин жил в нищете и голоде. Долго не менялась ситуация и после переезда в Париж. Он тратил все деньги на краски, а сам голодал, периодически выпрашивая кусок хлеба у своих сожителей в легендарном пансионе «Улей». Часто в жизни Хаима Сутина преследовало непонимание со стороны людей. Не исчезало ощущение, что его не принимают.

Поговорим подробно о самой выставке. Она логично делится на 3 жанровые секции: портреты, натюрморты, пейзажи. Помимо работ Хаима Сутина, в каждом зале представлены полотна старых мастеров, оказавших влияние на творчество художника, а также работы тех, кого он вдохновил: Марка Ротко, Джексона Поллока, Вилемма де Кунинга, Франка Ауэрбаха. Это важный момент, так как с помощью работ других художников можно глубже проанализировать творчество Хаима Сутина — понять, что вдохновляло его в полотнах старых мастеров и что привнес нового в искусство.

Хаим Сутин, как и старые мастера, изображает людей в полный рост или по пояс. При этом, несмотря на явное преклонение художника перед мастерами древности (в особенности его завораживали работы Рембрандта), его стиль не похож ни на чей другой. У него свой собственный художественный язык – невероятная экспрессивность, драматическая цветовая палитра, особая манера наложения краски на холст. Формы намеренно деформированы, руки практически во всех работах напоминают конечности птиц, и очень много акцентов на человеческих недостатках.

 

Герои художника — «маленькие» люди. Хаим Сутин всегда рисовал с натуры и просил позировать ему совершенно обычных людей: дворников, проституток, горничных. Глядя на его работы, складывается впечатление, что ему совершенно не важно было, кого он изображает. Важно было то, что он видит перед собой в конкретный момент времени — человеческую плоть с огромным количеством недостатков. Именно на недостатках модели концентрируется все внимание творца. Все лица на портретах выражают беспокойство, страх и нервозность. Вероятно, это те чувства, которые Хаим Сутин испытывал сам и транслировал нам через портреты других, уродливых людей с искаженными чертами.

Примечательно также то, что молодые люди на картинках становятся старыми. Это еще больше придает его живописи тональность трагичности и обреченности.

 

 

Натюрморты Хаима Сутина — это любимый жанр художника. В них он размышляет о жизни, о ее начале и конце, о течении времени и о вынужденном одиночестве. Каждый из нас приходит в эту жизнь один, и уходит из нее тоже в одиночестве. Глядя на натюрмортную живопись Хаима Сутина, возникает ощущение последних минут жизни — мертвые туши становятся живыми, кричащими и кажется вот-вот умрут. То же самое происходит и с другими предметами в натюрмортах: вилки, селедки, посуда, столы. Все на картинах будто бьется в истерике, предвкушая приближающуюся смерть.

Любопытно то, что на многих работах можно закрыть явно фигуративные части, и получатся полноценные абстракции. Например, в работе «Туша и голова теленка» (1925) это наглядно видно, если прикрыть голову в левом верхнему углу.

Неудивительно, что потом очень многие абстракционисты вдохновлялись работами Хаима Сутина.

Пейзажи Хаима Сутина отличаются цветовой гаммой от портретов и натюрмортов, но в них те же вибрирующие формы, которые искажаются, подчиняясь новому ритму. В них много движения. Хаим Сутин пишет энергично и быстро, сильно преломляя пространство. И, пожалуй, в некоторой степени пейзажи напоминают кисть Ван Гога — те же вихри, те же пастозные мазки краски на холсте.

В заключение хочется сказать, что в живописи Хаима Сутина, несмотря на трагичность и болезненность, есть привлекающая внимание черта — энергия жизни. Это тот случай, когда все оживает, потому что в живописи есть сильная эмоция, экспрессия, есть страдание. Страдание в данном случае и есть сама жизнь, и возникает стремление прожить ее до конца, до самого последней секунды.

(Выставка проходит до 21 января)