Бесконечная жизнь – сказка, в которую хочется верить, спрятав в сердце тоску по несбыточным мечтам. Мы рождаемся и бродим по бескрайнему океану жизни в поисках собственного счастья, насколько хватает наших сил. А в конце пути обязательно причаливаем к одному берегу, опускаем паруса, словно сдаваясь в руки хозяйки-судьбы, и освобождаем дорогу молодым и быстрым фрегатам, наблюдая за их движением откуда-то издалека.

Грустно и тоскливо? Именно таким было представление о жизни у известного художника Каспара Давида Фридриха, который в 1835 году создал аллегорическую картину «Этапы жизни». Изначально задумчивый художник не хотел давать своему шедевру именно такое название, пытаясь подстроить смысловую «ловушку» зрителю. Мастер собирался заставить восхищенных зевак, которые будут любоваться полотном, хорошенько подумать над тем, как между собой связаны изображенные корабли и персонажи.

 

 

Очень часто Каспар Фридрих избегал изображения реальных людей или мест, но в героях картины «Этапы жизни» некоторые исследователи угадывают членов семьи художника. Старый мужчина, стоящий спиной к зрителю, – сам мастер, молодой человек в цилиндре – племянник художника, мальчик помладше – сын Густав Адольф, маленькая девочка и женщина – дочери Агнес Адельхайд и Эмма.

Далее мы видим морскую панораму, на фоне которой вырисовываются пять парусных лодок разного размера и расположения, символизирующие все этапы человеческой жизни. Включив воображение, представим, что резвые малыши играют под чутким присмотром заботливой матери так же, как плавают рядом с берегом две маленькие лодочки неподалеку от большого корабля по центру. Они только собираются оторваться от берегов и отплыть в огромный океан.

В это же время мужчина, стоящий поодаль, оглядывается назад, будто пытается увидеть начало своего пути. Ровно как один из больших фрегатов, который повернут носом к берегу. Он бросает взгляд на брошенные вещи, как на символ того, что после себя оставляет в этом мире человек. А старый мужчина смотрит вдаль, его поза выдает удивительное спокойствие, словно он покорно принимает свою участь и готов отправиться в последнее плавание.

Жизнь человека Каспар Фридрих представляет как путешествие, в котором мощный фрегат преодолевает любые препятствия, а потом возвращается в порт, чтобы оставить напоминание о себе и покинуть его навсегда.

Но существует и другая версия, согласно которой дальние корабли символизируют отца и мать, начинающих родительский путь и отправляющихся навстречу детям, а отплававший свое корабль пришвартовывается, готовясь завершить жизнь у берегов, с которых когда-то начинал долгое и интересное путешествие.

В одном морском береге угадывается Уткьек, расположенный неподалеку от Грайфсвальда, родного города Каспара Фридриха. А другой берег он отдал Швеции, потому что, по словам известного писателя,

«…Фридрих — померанец… и считает себя наполовину шведом»