Польский иллюстратор Павел Кучинский (Paweł Kuczyński) решил поиронизировать над «болезнями» нашего времени и неожиданно для самого себя стал знаменитым.

В гротескной форме, «приправленной» чёрным юмором, он изображает метаморфозы, происходящие с современным обществом. Рассматривая подборку его работ, каждый рано или поздно ловит себя на мысли: «А ведь он прав…».

 

Корреспондент Artifex Анастасия Теплицкая задала Павлу несколько вопросов о том, как появились его иллюстрации, какие цели он преследует и, в конце концов, действительно ли в мире все так скверно, как может показаться.

Artifex: Вы окончили Академию Изящных Искусств в Познани, ваша карьера с самого начала была связана с искусством. Помните ли вы, когда впервые обратились к жанру сатиры?

В начале своего творческого пути, сразу после учебы, я перепробовал множество разных форм самовыражения. Писал портреты и картины на заказ, занимался компьютерной графикой, дизайном интерьеров, работал в литейной мастерской. Но иллюстрация была мне ближе всего, и я всегда к ней возвращался. А в 2004 году, когда мой друг уговорил меня принять участие в конкурсе сатирического рисунка, я почувствовал тягу именно к этому жанру. Тогда же я получил свою первую награду на конкурсе мультфильмов Айдына Догана в Стамбуле. Можно сказать, что так и была создана моя первая официальная сатирическая иллюстрация.

Artifex: Что служило мотивацией, когда вы только начинали работать над сатирическими иллюстрациями?

У меня была самая обычная цель. Я хотел создавать вещи, которые будут нравиться всем, а для кого-то, возможно, станут даже любимыми и важными.

И, по возможности, жить этим делом. Благодаря конкурсу я смог стать частью чего-то большого, заслужить уважение в сфере художников. Поначалу я пробовал публиковать иллюстрации в прессе, но тогда это никого не интересовало. Даже сейчас, имея около 130 наград, я все равно не получаю достаточного количества заказов и предложений (улыбается). Удивительно, но в Интернете мои работы стали очень популярными без особых усилий с моей стороны.

Artifex: Все ваши иллюстрации недвусмысленно комментируют социальную, экономическую и политическую сферы жизни. Не слишком ли это пессимистичные темы для художника?

Мои первые работы были основаны на темах, установленных правилами конкурсов, в которых я участвовал. Чаще всего это были насущные проблемы: экономический кризис, военные конфликты, новые технологии, экология и так далее. Да, пожалуй, это все же пессимистичные темы (улыбается).

Artifex: Как вы считаете, будут ли ваши работы актуальными через десять-двадцать лет?

Безусловно. Работы, которые касаются таких тем, как война, политика, экономика, экология будут актуальны. Эти проблемы так же бессмертны, как и само искусство.

Artifex: Вы много говорите о том, что в этом мире плохо. Но что же, по-вашему, в нем все-таки хорошо?

Я стараюсь не говорить о мире в контексте того, что в нем что-то плохо или хорошо. Я наблюдаю за нашей действительностью. Она меня постоянно удивляет. Я иллюстрирую свои наблюдения и сатирически преувеличиваю самые важные для меня элементы, чтобы мое видение выражалось более точно.

Думаю, что те, кто смотрит мои работы, как в кривом зеркале видят в них свои комплексы.

Самым лучшим примером этому является моя работа, некогда опубликованная на Фейсбуке. Она была на тему конфликта в Секторе Газа: белый голубь сидит на бритве в виде Сектора Газа, которая ранит его. Меня тогда критиковали и евреи, и палестинцы.

 

 

Artifex: Многие ваши иллюстрации посвящены очень активному использованию людьми смартфонов и социальных сетей. Но как же вы сами? Это и ваш «грех» тоже?

Когда мои неизвестные фанаты посвятили мне страницу на Фейсбуке, мне было очень приятно, и я решил создать целый цикл работ на тему этой социальной сети. Это был импульс к тому, чтобы присмотреться к этому феномену. Позже я стал следить за пользователями смартфонов и понял, что большинство людей сейчас именно таким образом пользуются социальными сетями.

 

Что касается меня самого, то, безусловно, я пользуюсь техническими новинками. Может быть, социальными сетями меньше, потому что предпочитаю встречаться с друзьями вживую (тогда водка вкуснее (смеется)). Но интернет я считаю чудом, значение которого весьма велико. Он облегчает работу, дает доступ к неисчерпаемым источникам знаний, причем и текстовым, и зрительным.

Мобильным телефоном я тоже пользуюсь. Но не смартфоном, а самым обычным, просто чтобы звонить. К сожалению, мы стали заложниками технологий. Теперь мы всегда должны быть доступны. Если я не возьму телефон, когда звонит мама, то она тут же подумает, что со мной случилось что-то страшное (улыбается).

Artifex: Новая иллюстрация — это чаще всего спонтанность или замысел?

Хорошая идея — это очень сложно. Бывает, что иногда внезапно приходит что-то в голову, но, как правило, этому все равно предшествует долгий мыслительный процесс. Потом, когда находишь интересную идею, её приходится долго обрабатывать, чтобы она стала понятна. А сам процесс рисования — это исключительно удовольствие.

Artifex: Уверена в этом. Какие инструменты вы используете?

Я использую технику «Эколайн» (вид жидкой акварели) и цветные мелки на бумаге.

Artifex: Можете ли вы назвать художников, вдохновляющих вас?

У меня никогда не было какого-то одного любимого художника. Я стараюсь черпать вдохновение из многих источников. В этом помогает интернет, за что я ему очень благодарен.

Artifex: Павел, благодарим вас за интересную беседу.
 


Перевод с польского: Александр Анищенко