Плакаты Альфонса Мухи с томными дамами, экспрессивные афиши Анри Тулуз-Лотрека, постеры Рене Магритта — сейчас эти произведения можно увидеть в музеях, но для современников художников они были частью повседневности. Дело в том, что перечисленные работы создавались в качестве рекламы, а затем изменили наше представление о коммерческом искусстве.

Почему художники брались за коммерческие заказы? Как созданная ими реклама становилась культовой? Рассказываем в статье.

 

 

Альфонс Муха

В начале 1890-х Альфонс Муха (чеш. Alfons Maria Mucha) был никому не известным художником, приехавшим в Париж из чешской глубинки. Чтобы выжить, он иллюстрировал книги и журналы, а также создавал рекламные плакаты, афиши, календари, ресторанные меню, приглашения и визитки.

Все изменилось накануне Рождества 1894 года. В типографию, где работал художник, позвонила художественная руководительница и актриса парижского Театра Возрождения Сара Бернар (фр. Sarah Bernhardt). Двумя месяцами ранее состоялась премьера спектакля «Жисмонда» (фр. Gismonda) с ее участием, и показы было решено продолжить после праздников. Для этого необходимо было нарисовать афишу — но, как назло, все сотрудники типографии уже наслаждались рождественскими выходными. В офисе был только Муха — он и взялся за срочный заказ.

 

 

Выполненный молодым мастером плакат появился на улицах Парижа первого января 1895 года и моментально произвел фурор. В то утро Альфонс Муха, что называется, «проснулся знаменитым». Талантом художника были восхищены не только жители столицы, но и сама Сара Бернар — в дальнейшем создание афиш для своих спектаклей актриса доверяла исключительно Альфонсу.

На живописца посыпались и другие коммерческие предложения: самые крупные европейские бренды жаждали рекламы «в стиле Мухи». С тех пор художник без устали разрабатывал плакаты для сигаретной бумаги JOB, шампанского Ruinart, печенья Lefèvre-Utile, детского питания Nestlé, шоколада Idéal, пива Meuse, шампанского Moët-Chandon, бренди Trappestine и многих других.

 

 

За свою жизнь Альфонс Муха написал немало серьезных монументальных полотен, но запомнили его именно как талантливого рекламщика, ставшего послом стиля ар-деко.

Анри Тулуз-Лотрек

Граф Анри Мари Раймона де Тулуз-Лотрек-Монфа (фр. Henri Marie Raymond comte de Toulouse-Lautrec Monfa) мог стать обычным представителем аристократии и провести свою жизнь на балах, охоте и званых обедах, но природа словно подшутила над ним: в возрасте 12 лет мальчик перестал расти, и оказался неспособен вести жизнь, присущую представителям его сословия. Вследствие этого он посвятить себя искусству, и в 17 лет переехал в Париж, чтобы очутиться в эпицентре бурлящей художественной жизни 1880-х годов.

В столице Франции Анри со своими друзьями Эмилем Бернаром и Винсентом Ван Гогом посещал всяческие увеселительные заведения, вроде кабаре «Мулен Руж», благодаря которому и обнаружился рекламистский талант художника.

В 1889, когда «Мулен Руж» (фр. Moulin Rouge) только открывалось, его владельцы заказали Тулуз-Лотреку создание первого рекламного плаката. Одной зимней ночью три тысячи копий постера были развешаны по всему Парижу — и в кабаре устремилась толпа посетителей. Его хозяева остались в восторге и зарезервировали за живописцем «вечное» бесплатное место на все свои мероприятия. Нужно сказать, этой бронью Анри активно пользовался и стал завсегдатаем заведения.

 

 

В течение своей жизни Тулуз-Лотрек создал около 30 реклам для различных кабаре и кафе-концертов. На них художник изображал популярных артистов заведений: танцовщиц Ла Гулю (фр. La Goulue) и Жанну Авриль (фр. Jane Avril), клоунессу Ша-Ю-Као (фр. Cha-U-Kao), певцов Аристида Брюана (фр. Aristide Louis Armand Bruand) и Иветт Гильбер (фр. Yvette Guilbert).

 

 

Сегодня плакаты Анри Тулуз-Лотрека воспринимаются как произведения искусства, а не просто рекламные постеры, и являются одними из самых известных произведений эпохи модерна.

Рене Магритт

Сюрреалист или как он сам себя называл «магический реалист» Рене Магритт (фр. René François Ghislain Magritte) смог полностью посвятить себя искусству только в 1926 году после заключения контракта с брюссельской художественной галереей. До этого Рене был художником плакатов и рекламы на фабрике бумажной продукции, и даже на своей первой групповой выставке он представил не полотна или графику, а рекламные афиши.

В первой половине 1920-х годов Магритт через общих знакомых познакомился с экстравагантной парой — дизайнером Онорин Дешрейвер (фр. Honorine Deschrijver) и журналистом Полем-Гюставом ван Хекке (фр. Paul-Gustave van Hecke) — владельцами Дома моды Couture Norine. Дизайны марки были в высшей степени оригинальными, а над рекламой бренда работали такие художники, как Фриц Ван ден Берге (нидерл. Frits van den Berghe), Леон де Смет (фр. Léon de Smet) и Рене Магритт.

 

 

Хотя работа Рене в Couture Norin была эпизодической, он сделал несколько интересных рекламных плакатов и рисунков для бренда. Кроме того, знакомство с ван Хекке стало знаковым для живописца: вследствие сотрудничества Поль-Гюстав обратил внимание на картины Магритта и стал его постоянным покупателем.

Сальвадор Дали

Активная деятельность Сальвадора Дали (исп. Salvador Dalí) в сфере рекламы и дизайна началась в 1936 году, когда художник переехал в США. Коммерческие проекты стали для Сальвадора не только заработком, но и способом дать выход своей кипучей творческой энергии, так что живописец относился к ним так же ревностно, как и к полотнам.

Например, когда владельцы универмага Bonwit Teller решили, что оформленная Дали витрина выглядит уж слишком странно, и внесли в его детище существенные изменения, художник разозлился настолько, что схватил выставленную в витрине ванную и вывалился с ней из окна.

Куда чаще проекты сюрреалиста оказывались невероятно успешными: чего только стоили рекламные ролики, в которой появлялся Сальвадор! Поговаривали, что живописец требовал от заказчиков 10 тысяч долларов за минуту съемок, но эти деньги окупались, и видео с участием Дали становились культовыми: среди них — реклама бренди Veterano, лекарства Alka-Seltzer и шоколада Lanvin — в последней художник экспрессивно подергивает усами.

Помимо вышеперечисленного, живописец разрабатывал логотипы, самым известным из которых стало лого леденцов Chupa Chups (оно до сих пор красуется на обертках конфет), а также рекламу брендов, которую печатали в глянцевых журналах.

 

 

За любовь Дали к коммерции другие сюрреалисты осуждали его, а лидер движения Андре Бретон (фр. André Breton) даже составил из имени художника презрительную анаграмму «Avida Dollars», что в переводе с латыни означает «алчный к долларам».

Сальвадора это нисколько не смутило: он продолжал создавать рекламу, зарабатывать и прожигать немыслимые суммы, а в 1965 году, иронизируя над прозвищем, придуманным Бретоном, написал картину «Апофеоз доллара» — и остался, пожалуй, самым известным сюрреалистом в истории.

 

 

Энди Уорхол

В конце 1940-х годов, когда молодой Уорхол (англ. Andrew Warhol) приехал покорять Нью-Йорк в качестве иллюстратора, ему подвернулся удачный заказ: создать изображения туфель для журнала Glamour. Энди выполнил рисунки удивительно талантливо, и с этого момента началась его головокружительная карьера коммерческого художника.

Следующее десятилетие Уорхол посвятил тому, чтобы узнать о рекламе все — и применить свои знания на практике. После успешно выполненного заказа от Glamour последовало сотрудничество с другими изданиями компании Condé Nast и прочими престижными клиентами.

 

 

Известность Уорхола как «отца поп-арта» пришла к нему с первыми попытками скрестить коммерческое и изобразительное искусство: никто до Энди не додумался запечатлевать на холсте такие привычные вещи, как банки супа, бутылки с напитками или фрукты. Сам художник также стал продуктом умело выстроенного личного бренда — как и те знаменитости, которых он изображал.

«Искусство как бизнес» было главным произведением Уорхола, и все его творчество умело обнажало механизмы действия массовой культуры. Будучи на пике славы, всего за два года до смерти, художник отдал дань началу своего пути, обыграв рекламные кампании известных брендов в серии Ads Portfolio.

 

 

Сегодня банки супа Campbell, повторяющиеся портреты Мэрилин Монро и банан с обложки альбома The Velvet Underground — привычные нам произведения, но когда-то они были революционным продуктом синтеза живописи и рекламы, возникшими благодаря одному гению — Энди Уорхолу.

 

 

 


Автор: Элина Багмет