Доводилось ли вам когда-нибудь видеть художественную инсталляцию, которая напоминает не что иное, как место преступления? Если нет, то вы не знакомы с одним из самых известных представителей арт искусства второй половины XX века, американским скульптором Барри Ле Ва (Barry Le Va). Его работы — это ножи, воткнутые в пол, разбросанные гильзы и даже разбитые вдребезги стекла.

 

Барри Ле Ва родился и вырос в солнечной Калифорнии. С малых лет он мечтал стать всемирно известным мастером и поэтому много и долго учился, прилагая большие усилия, чтобы постичь азы изобразительного искусства, дизайна, архитектуры и скульптуры. В его копилке - две степени бакалавра Калифорнийского государственного университета и Лос-Анджелесского колледжа искусств и дизайна, а также степень магистра колледжа искусств и дизайна имени Харрисона Грея Отиса. В 27 лет художник сам стал преподавателем колледжа искусств и дизайна в Миннеаполисе. Его педагогические успехи были быстро замечены, и уже через три года Ле Ва становится лектором Принстонского университета, а еще через три — начинает обучать аспирантов Йельского университета дисциплине «передовая скульптура». За это время он успел получить множество грантов на создание своих шедевров, в том числе и стипендию Гуггенхайма, а также вознаграждение от Национального стипендиального фонда искусств.

Ранние работы творца — живопись с некоторыми элементами графики. Но отказ от этой формы выражения творческой мысли произошел довольно быстро. Теперь большое место в жизни художника заняла скульптура. В одном из интервью для журнала BOMB Magazine Барри Ле Ва рассуждал:

«Скульптура в моей жизни выросла из-за неудовлетворенности живописью. Но, возможно, недовольство ей было связано с тем, что я не понимал, в чем проблема. Мои картины — это изолированные абстрактные символы на необработанных холстах, создающие определенную композицию. Люди называли мое творчество «поп-артом», хотя теперь они могли бы сказать «постмодернист». Еще бы, ведь это были 60-е годы»

Монументальные абстрактные работы и инсталляции, созданные художником в рамках течения, называемого «процесс-артом» или «арте повера», нацелены на развитие предельного внимания и мышления зрителей. Наряду с такими известными людьми, как Ева Гессе, Кит Соннир и Йозеф Бойс, Ле Ва старался передать своими произведениями мысль о том, насколько важен сам момент создания арт-объекта.

Новаторская идея, иллюзорная форма, которую вынашивает художник в ходе творческого процесса, является полной противоположностью тому, что появляется в конечном итоге, и именно поэтому представляется наибольшей ценностью для мастера-виртуоза.

Вдохновившись детективными романами, Барри Ле Ва использовал непривычные материалы для непосредственного изображения творческих замыслов. С помощью таких необычных решений он хотел дать возможность своим зрителям найти и расшифровать порядок, замаскированный среди вечного Хаоса.

 

Например, работа «Рассеченный пол» (Cleaved floor, 1969\2016) представляет собой абсолютно пустую комнату с белыми стенами, в пол которой вбито более двадцати ножей для мяса. Произведение «Тихие чтения» (Silent readings, 2013) — это «коридор», состоящий из разбросанных в центре инсталляции гильз, обрамленных непроизвольно стоящими белыми и бордовыми кубами разных размеров и белыми балками разной длины.

Но, пожалуй, самым странным и интересным трудом Ле Ва является арт-объект под названием «Выключатель» (Switch, 1967\2016), созданный из серого войлока, алюминия и стальных шариковых подшипников.

 

 

Институт современного искусства (ICA) выпустил монографию, в которой сказано:

«С конца 1960-х годов американский художник Барри Ле Ва использовал разбитое стекло, ножи для мяса, шерстяной войлок, шариковые подшипники, порошкообразный мел, литой бетон, бумажные полотенца, льняное масло, пишущую машинку и пистолет, чтобы создавать свое искусство. Будучи частью поколения, стремящегося вывести искусство на новый уровень, Ле Ва использовал пол как свое поле деятельности, расставляя по нему огромное количество материалов или форм для создания произведения, называя это действие «распределением». Очевидно, случайные, даже хаотичные, эти установки на самом деле преднамеренно выполнены в соответствии с авторским планом. «Распределение» Ле Ва делает его одним из ведущих деятелей постминимализма и процесс-арта, но его собственная, предпочтительная система отсчета исходит не из недавней истории искусства, а из детективных романов. Он уподобил свои установки преступлениям, приглашая зрителей посмотреть на подсказки, чтобы восстановить концепцию, которая лежит в их основе»

 


Автор: Светлана Яруллина