«В 60 лет я потеряла свою медийную девственность и завела профиль в Instagram»,- говорит худенькая улыбчивая женщина с короткой геометричной стрижкой. Это выступление Корнелии Паркер (Cornelia Parker) в Йоркширском Парке Скульптур.
Она рассказывает о своих работах почти час, но заскучать невозможно: тут и шутки про кокаин, и политика, и фотографии ее кота. А все потому, что художница не относится к своему творчеству чересчур серьезно, не придумывает к нему сложных смыслов. Но говорит настолько увлеченно, что невозможно отвлечься и не проявить интерес к ее работам.
Корнелия Паркер исследует разные материалы и создает из них свои удивительные скульптуры. Пожалуй, одна из самых известных ее работ – «Холодная темная материя: наблюдение за разрушением» (Cold Dark Matter: An Exploded View, 1991).
Инсталляция состоит из множества кусков взорванного деревянного сарая, подвешенных вместе, внутри которых – горящая лампа. Работа создает впечатление взрыва, изнутри разорвавшего объект, осколки которого теперь разлетаются в разные стороны и отбрасывают тени на стены музея. Почему именно сарай? Паркер объясняет это желанием изобразить что-то простое и близкое всем людям. В жизни мы практически не используем сарай – разве что храним в нем старые и ненужные вещи. Здесь же, после его символической смерти, у объекта начинается новая жизнь в качестве предмета искусства.
Что касается названия, то здесь Паркер хотела указать на нечто, неподдающееся порядку. Темную материю не могут обнаружить ученые, между тем как художница предлагает «наблюдать за разрушением», соединяя в названии абстракцию и конкретику.
Это не единственный раз, когда Корнелия Паркер обращалась к сараю для создания своих работ. Так, на крыше Метрополитен-музея в Нью-Йорке художница установила инсталляцию – сделанную из старых досок –
копию дома из знаменитого фильма Альфреда Хичкока «Психо». Работа получила название «Психосарай» (The Roof Garden Commission: Cornelia Parker, Transitional Object (PsychoBarn). Она - точная копия в масштабе 2:3.
«Это подделка и в то же время реальность, — говорит Паркер. — Мне нравится идея когнитивного диссонанса, который колеблется между добром и злом»
Интересно, что сам Хичкок для создания своего кино-дома вдохновлялся картиной Эдварда Хоппера «Дом у железной дороги» (1925). Таким образом, мы практически получаем коллаборацию трёх художников в одной работе.
Разрушение предшествует практически каждой работе Корнелии Паркер. Она ломает, режет, переезжает катком, роняет и взрывает объекты, из которых потом создает свои экспонаты. Так она оказывается дважды создателем: в идее и материально, физически.
Такими же методами были созданы такие работы как «Бездыханные» (Breathless, 2004), «Бесконечный канон» (Perpetum canon, 2004), «Тридцать серебряных предметов» (Thirty Pieces of Silver, 1988). Они представляют собой разные предметы, сжатые прессом до совершенно плоского состояния и выставленные в таком виде.
Особую любовь испытывает Паркер к оружию. По ее собственным словам, это никак не связано с насилием – ей нравится идея разоружения. Когда полиция поймала преступника, они отняли у него оружие, разрубили его на куски (чтобы им нельзя было больше воспользоваться) и отдали художнице.
Она же сделала из него музейный экспонат («Распиленный дробовик» (Sawn Up Sawn Off Shotgun). Корнелия всегда с восторгом рассказывает об этой удивительной «коллаборации между полицией и преступником».
Само собой, что такую эмоциональную личность не могут не заботить вопросы защиты окружающей среды. Эта озабоченность проявилась, например, в серии еще не законченных работ под названием «Падения метеоритов» (Meteorite Landings). Можно даже не удивляться тому, что Паркер достала для этой серии настоящий Гибеонский метеорит, упавший на Землю ориентировочно в 1863 году. Она нагревает его, а затем прикладывает к географическим картам в те места, где расположены мировые достопримечательности. И вот уже Букингемский дворец или Купол Тысячелетия плавятся под воздействием метеорита, и от них остаются только дыры с обуглившимися краями. Руками всемогущей художницы достопримечательности уничтожаются и буквально стираются с карты. Эти дыры являют собой кратеры, которые настоящие большие метеориты оставляют на поверхности Земли, прилетая из космоса. Своей работой Паркер напоминает людям о безграничной силе природы, ее слепоте и нашей беспомощности перед лицом стихии. А сам метеорит в ее интерпретации символизирует страх неизвестности.
Хрупкость, ломкость и недолговечность – об этом говорит Корнелия Паркер своими работами. Она как будто бы напоминает людям о том, как быстро меняется и мир вокруг нас, и мы сами. В такой обстановке иногда важно просто остановиться и уделить немного времени настоящему искусству.