Провокационный художник, нарушитель табу, автор, совмещавший в своем творчестве сакральное и порнографическое, проще говоря, анархист от искусства - всё это Майк Келли (Mike Kelley, 1954-2012). Он отразил жизнь маргинальной части американского общества в инсталляциях, перфомансах и живописи, окрасив их своеобразным видением, которое американский критик Джерри Сальц назвал эстетикой clusterfuck - кластер-секса и кучкующегося перетраха.

 

Почвой для творчества художника стала культура «отходов», в которой он гениально и мастерски использовал, казалось бы, совершенно противоположные понятия. Часто его творчество рассматривают в рамках движения Abject Art, «отвратного в искусстве».

В сферу интересов Келли входили поэзия, гипноз, психоделика. Он объединял эти понятия и превращал картину мира в череду невероятных образов. В своих работах художник использовал такие жанры искусства, как кино, инсталляция, перфоманс, а также скульптура, фотография, рисунок, комикс, музыка, литературный текст и танцы. В 1980-х к его интересам добавились мягкие игрушки.В его инсталляциях они предстают в виде огромных грязных существ или спаривающихся животных, воплощая тем самым тему насилия над детьми.

В 1978 году Келли поступает в знаменитый Cal Arts, Калифорнийский институт искусства. Его учителями становятся Джон Балдессари (John Baldessari), Лори Андерсон (Laurie Anderson) и Даглас Хублер (Douglas Huebler). Там вместе со своими сокурсниками и художником Тони Оурслером (Tony Oursler) он создает музыкальную группу The Poetics (1970-1983). Позднее с тем же Оурслером его пригласили на выставку современного искусства «Документа Х» (Documenta Х), где они представили свой The Poetics Project: 1977—1997.

Суть этого проекта состоит в следующем. Келли и Оурслер взяли интервью у музыкантов, художников, которые были на их выступлениях и перфомансах. Они засняли на пленку заново сделанные ранее перфомансы. Затем художники сделали для инсталляции загородки из панелей, и она стала наглядным примером перехода калифорнийского концептуализма в область перформанса, видео, музыки и соединения документального и художественного материала.

 

 

Майк Келли стал участником перфоманса с Полом Маккарти (Paul McCarthy), которого называли художником-провокатором, так как его работы были обращены к темам бытового насилия, садомазохизма и неприглядным сторонам семейных отношений.

Творчество Келли неординарно, но спонтанным его назвать никак нельзя: во всех работах прослеживается традиция так называемого калифорнийского концептуализма, а это значит, что каким бы «сумасшедшим и диким» не выглядело произведение, в его основе всегда есть проработанная идея. И хотя сам художник говорил, что произведение должно восприниматься мгновенно, на самом поверхностном уровне, не стоит забывать о том, что смысл работ гораздо глубже.

Одним из самых известных проектов Келли называют Plato's Cave, Rothko's Chapel, Lincoln's Profile («Пещера Платона, капелла Ротко, профиль Линкольна», 1985 —1986). Помещение, где размещены рисунки с текстами, напоминает пещеру или капеллу, освещенную электрическим камином. Чтобы попасть внутрь, нужно ползти. На одном из рисунков даже есть «подсказка»: «Ползи, червь!». Суть работы заключалась в том, что посредством сексуальных метафор с отсылками к Платону художник высмеивает три «столпа общества» - патриотизм, искусство и философию.

Другой известной работой является More Love Hours Than Can Ever Be Repaid (1987). Впервые она была показана на выставке Mike Kelley: Catholic Tastes, Whitney Museum of American Art, New York, а в настоящее время находится в коллекции музея Уитни. В ней Келли использовал в качестве материала мягкие игрушки. Это произведение представляет собой своеобразный гобелен, на котором они хаотично разбросаны вперемешку с различным хламом. Перед гобеленом стоит подставка с оплывшими свечами. Композиция символизирует детские травмы и болезненные воспоминания автора о модернизме.

 

Не менее интересна работа «Плати за свои удовольствия» (Pay for Your Pleasure, 1988). На ней изображения 42 представителей культуры - среди них Бодлер, Гете, Дега, Сартр, Батай и другие, не менее известные в мире искусства личности, - снабжены цитатами, в которых заключался скрытый смысл: гении находятся вне закона.

Портреты располагаются в длинном коридоре, а последний всегда становится шокирующей неожиданностью для зрителей, так как это изображение какого-то серийного убийцы. Для каждой выставки выбирался новый «злодей»: в Чикаго это был портрет убийцы-клоуна, серийного маньяка Джона Уэйна Гейси, для Лос-Анджелеса - убийца с автострады Уильяма Бонина, для выставки в берлинском Метрополисе - убийца Вольфганг Зоча. Эта работа стала определяющей для Келли, она выражала главное, что пытался донести художник своим искусством - соединение верха и низа, проявление личности и отрицание норм. Критики считают, что импульсом к созданию этого произведения послужили идеи популярного в то время философа Жоржа Батая.

За 35 лет творчества Майк Келли создал более 250 работ, которые всегда вызывали у зрителей бурную реакцию и яркие эмоции - от восторга до ужаса, от веселого смеха до глубокого отвращения. Художник без ложной скромности говорил о непристойностях, о которых говорить не принято, показывал жизнь маргиналов, которая оставалась «за скобками» приличного общества. Негативная эстетика, или как ее еще называли «эстетика аутсайдера», была стихией Келли, а его работы со временем стали называть «американским эпосом».

Жизнь Майка Келли закончилась трагически: глубокая депрессия стала причиной самоубийства. Разрыв с любимой женщиной и отрицание перемен, которые начались в мире искусства, заставили художника поставить точку.

Известный американский искусствовед Эми Фонтана написала после его смерти:

«Ему было дискомфортно смотреть на происходящие в мире искусства изменения. Ему не нравилось то, что оно стало корпоративным. Он сказал мне: «Если бы я начинал сейчас, то никогда не стал бы художником.»»

 


Автор: Екатерина Коляскина