«Искусство начинается вовсе не за стенами музея, точно так же как и для того, кто верит в Бога, помыслы о Всевышнем отнюдь не ограничиваются стенами храма», – Хаим Стейнбах.
Существуют работы художников, взглянув на которые тут же можно сказать, что это - признанный шедевр, известный всему миру. Имена мастеров и названия этих произведений может назвать любой образованный человек, ведь они всегда на слуху и находятся в самых известных музеях.
Но не стоит забывать, что помимо уже «прославившихся» живописных полотен есть и такие, которые появились относительно недавно, но тоже имеют большое значение для культуры. Сегодня речь пойдет об очень необычном американском художнике и ярком представителе постмодернизма Хаиме Стейнбахе (Haim Steinbach, 1944). Каждая его инсталляция – это мир на грани воображения и реальности, где обыденные вещи приобретают новый смысл и значение.
Некоторые критики современного искусства позволяют себе называть художественную позицию Стейнбаха «стратегией взгляда» или «шоппингом». Это, несомненно, может характеризовать творчество Хаима, ведь сам творец полностью поддерживает и продолжает традиции, начатые известным сюрреалистом Марселем Дюшаном. Концепция последнего заключалась в том, что художник не является производителем каких-либо ценностей, а лишь использует уже существующие предметы (ready-made), замечает их или же указывает на то, что они есть. «Site» или «Non-site» – эти термины, введенные Дюшаном в обиход при развитии теории, позволяют понять любому посетителю выставки, что обычная вещь на полке уже приобрела значимость, благодаря находчивости и фантазии его творца.
Именно поэтому в ситуации постмодерна любой художник становится образцовым «потребителем» или «посредником», который выполняет функцию дизайнера обывательского вкуса. Хаим Стейнбах, как и многие представители ready-made, в первую очередь открывает в предметах аспекты, выходящие за пределы их понимания. Здесь нет потребительского значения, нет привычных образов: люди видят не то, что посредственно, а то, что выходит за грани понимания. «Это не то, чем кажется!», – повторяют про себя посетители выставок, когда смотрят на очередное творение американского художника.
Почему именно так Стейнбах видит свое искусство, почему сакрализация предметов помогает ему лучше понять современный мир? По словам самого художника, 1980-е годы были временами расширения ассортимента общедоступных объектов. Это привело Хаима к исследованию феномена, который он сам назвал «кризисом значения и идентичности». Мир начал наполняться вещами, которые из раза в раз копируют друг друга, заполняя полки магазинов. Это всегда приводит к их обесцениванию и потере значимости, что и «зацепило» американского творца.
Каждый художник, будь то Казимир Малевич или Пьер Огюст Ренуар, имеет собственный стиль, которого он придерживается в своих работах. Это может быть и манера написания картины, и сюжетная линия, проходящая лейтмотивом через все творчество. Такой же характерной особенностью обладает и Хаим Стейнбах, в работах которого можно заметить некоторые сходства. На протяжении 30 лет он неизменно оформляет свои инсталляции необычным способом – это своего рода изюминка, которая бросается в глаза.
Каждый предмет, представленный в зале, стоит на полке, но не на простой, а сделанной самим художником. Она является продолжением объекта и оформляется соответственно замыслу произведения. Можно увидеть геометрические полки разных цветов и размеров, деревянные, железные или стеклянные конструкции, прикрученные к стене, а так же полки в виде веток дерева или масок супергероя человека-паука. Каждая из них гармонично сочетается с представленным объектом и выставкой в целом.
«Свою роль художника я вижу в том, чтобы создать для репрезентируемых объектов динамическое пространство, стимулировать и удивлять взгляд посетителя».
Все работы американского художника обладают глубоким смыслом и подтекстом, которые раскрывают суть современной массовкой культуры. Одним из ярких примеров минималистических идей Хаима Стейнбаха является работа под названием «Сигнал, гудок, свисток № 2» (Beep, Honk, Toot № 2, 1989).
Эта инсталляция представляет собой полочку, на которой стоят три термоса и шесть чайников. Ее название говорит о том, что дизайн создает иллюзию новых вещей, предлагая несущественные отличия моделей. Сами же слова - Beep, Honk, Toot, - которые использовал автор, являются синонимами, означающими «автомобильный гудок». Но у второго и третьего слова есть еще самостоятельные смыслы («крик гусей» и «звук рога»), и именно утрату этих значений комментирует клонированное сходство вещей – одинаковых металлических чайников и термосов.
Такой же неоднозначной и глубокой задумкой обладает еще одна работа Хаима Стейнбаха «Ультра красный № 2» (Ultra red № 2), созданная в 1986 году. Здесь можно увидеть четыре лавовые лампы, девять эмалированных кастрюль и шесть цифровых часов, оформленных в одной цветовой гамме. Эта уникальная композиция является комментарием к современной бытовой культуре и выражает протест автора против фетишизации повседневных вещей, которые со временем становятся центром и смыслом жизни людей.
Стоит обратить особое внимание на одну из самых значимых инсталляций «Север-запад-юг-восток» (North-West-South-East), представленную в Берлине. Зритель попадал в два длинных и высоких зала, в которых стояли металлические конструкции наподобие строительных лесов. На стеклянных полках, размещенных на разных уровнях, Хаим Стейнбах выставил подборки объектов, любезно предоставленных жителями различных берлинских районов. Открытая со всех четырех сторон железная структура прозрачно намекала на то, что весь Берлин – одна большая стройка, которая начала изменять общественное пространство.
Знакомство с современным искусством никогда не может наскучить, ведь оно развивает воображение и способствует погружению в мир авторского замысла. И творчество Хаима Стейнбаха является ярким примером контрастного и самобытного искусства, мимо которого нельзя пройти равнодушно.
Автор: Екатерина Деркач