За 20 лет до популяризации поп-арта техника реди-мейд (от англ.«ready» — готовый и made — «сделанный») покорила мир модерна новым прочтением высокого искусства. В то время как сюрреализм обязан реди-мейду новыми идеями и основными концепциями.

Стоит сказать, что предпосылкой для появления такого вида искусства стало время кардинальных перемен традиционного понятия идеалов в искусстве в начале XX века. В 1916 в Европе зародилось новое движение — дадаизм, суть которого состояла в полном отрицании традиционного понятия рациональности в искусстве и последовательном разрушении любой эстетики. Впоследствии теоретики искусства начнут считать появление движения началом постмодерна.

 

 

Принцип «готовых вещей» основывается на перенесении объектов из нехудожественного пространства в художественное, благодаря чему меняется зрительское восприятие объекта искусства, проступают не занимавшиеся вне художественного контекста свойства. При этом сама концентрация вокруг «использования в искусстве вещей из магазина» означает то, что предметом искусства становится не новый объект, а новое прочтение этого объекта.

 

 

Термин впервые был использован франко-американским художником дадаистом и сюрреалистом Марселем Дюшаном, работы которого считаются всемирно известными реди-мейдами: «Велосипедное колесо» (1913), «Сушилка для бутылок» (1914), а также «Фонтан» (1917). Если в первых двух случаях, как следует из названия, каждое произведение представляет собой предметы, созданные первоначально не с художественными целями, но преобразованные автором в собственное произведение, то насчет третьего все намного сложнее.

 

 

Произведения «Фонтан» представляет из себя перевернутый писсуар с надписью R.Mutt (Р.Дурак). Своим писсуаром художник пытался высмеять высокое искусство. При этом поместив бытовые предметы быта в художественные галереи высокого искусства, Дюшан изменил зрительское восприятие искусства в привычном понимании. Там, где обычная сушилка для бутылок, которой пользуются каждый день, соседствует с великими полотнами XIX-XX века Марсель Дюшан видит искусство. Позже уже в середине XX века похожую концепцию превращения предметов массовой культуры использует Энди Уорхол и поп-арт в особенности.

 

 

Скандальный принцип быстро завоевал популярность в авангарде. А сюрреалисты, благодаря технике реди-мейд могли разломать прежние рациональные основы в искусстве и создавать фантасмагорию фантазии и сна. Например, известными сторонниками реди-мейда были Сальвадор Дали («Телефон-омар») и Мерет Оппенгейм («Меховой чайный сервиз»). Однако, сюрреалисты преобразовали первоначальные идеи Дюшана, пытаясь изображать в объектах новое прочтение посредством видимого изменения. В инсталляции Дали купленный в магазине теле­фон соединен с трубкой в форме омара. Дали объяснял телефон так: «Не понимаю, почему, когда я зака­зываю в ресторане жареного омара, мне никогда не подают отварной телефон».

 

 

В свою очередь, обтянутые коричневым пушистым мехом чайные принадлежности Мерет Оппенгейм совместили несовместимое: утилитарный предмет в результате вмешательства художника не только утратил свою первоначальную функцию и сделался совершенно бесполезным, но и приобрёл при этом черты скандальной издевки над здравым смыслом.

 

 

Наследие Дюшана, который считал, что никакое произведение искусства, будь то картина или скульптура, не смогут показать сущность предмета лучше, чем сам предмет, выставленный в оригинале, в середине XX века стало основополагающим явлением в искусств. Набирающий популярность поп-арт и концептуальное искусство строились вокруг нового прочтения привычных объектов. Например, в 1955 году Р. Раушенберг представляет художественному миру свою картину «Кровать». Художник забрызгал собственную кровать краской и поставил вертикально. Здесь Раушенберг изображает обыденный для всех зрителей объект (собственную кровать), но добавляет к привычному новую реальность.

 

 

Концепции рейда-мейда позволяют художникам выйти за рамки бытового предмета, при этом используя основу самого оригинала предмета, его специфику. Поэтому столь популярное в конце XX века искусство фотомонтажа взяло из реди-мейда главное правило — изменять только существующую оригинальность, как это делает Р. Гамильтон в своей картине «Зеркальное отражение» (1974).

 

 

Искусство готовых вещей сделало обычный писсуар всемирно знаменитым. А задолго до превращения искусства в мейнстрим техника использования магазинных товаров позволила искусству изменять привычную реальность, используя лишь воображение автора.

 


Автор: Корчин Семен