В далёкой восточной стране после долгого правления умирает тиран. Приемник не назначен – тиран умирает от внезапного инсульта. Не успев похоронить диктатора, его ближайшее окружение начинает борьбу за власть. Хаотично строятся коалиции и заговоры, все суетливо и нелепо консолидируются друг против друга. Вот завязка новой комедии британского режиссёра Армандо Ианнуччи. В принципе можно было и посмеяться, если бы действие не происходило в нашей стране, а фильм не назывался «Смерть Сталина».



Можно сколько угодно обсуждать великолепную игру актёров, декорации, костюмы, достоверность сценария – в основу комедии действительно положены реальные факты – но рискну предположить, что эта картина слишком смешная для большинства россиян. Слишком много трагического и патетического связано с правлением Сталина, слишком широкий рубец оставила эта эпоха на теле истории России, чтобы смеяться на таких «похоронах», которые устроил режиссёр Ианнуччи. Со Сталиным страна прошла коллективизацию, индустриализацию, репрессии, войну. С именем Сталина умирали, как и поднимаясь в атаку, так и у расстрельной стены в подвалах НКВД (этот «смешной» факт, кстати, обыгрывается в комедии). В России Сталина могут проклинать и ненавидеть, восхвалять и им гордиться, но вот смеяться над ним? Не думаю. В России это сомнительный объект для насмешек. Парадоксально, но даже в многочисленных анекдотах о Сталине, он никогда не выступает в таком качестве.

 

 

После распада СССР частым в употреблении стало проклятье: «Сталина на вас нет!» – в сознании многих вождь всех времён и народов после своей смерти и смерти государства, которым он управлял много лет, мифологизировался в карающего ангела, ангела безраздельного мщения. Начиная с 90-х рейтинг Сталина рос пропорционально делению на богатых и бедных. По опросу ВЦИОМ в 2017 году Сталин занял первое место (38%) как самая значимая личность в истории России. В первую десятку вошёл и другой «участник» комедии Ианнуччи – маршал Георгий Жуков (12%). Так что посмеяться в России у большинства не получится – Сталин для них слишком живой, чтобы дёргать его за усы.

Юмор Ианнуччи не назовёшь тонким – сплошное юродство, скабрезности и сальности. Члены ЦК Политбюро кривляются, толкаются, строят рожи, бегают друг к другу, суетятся в борьбе за власть. Морщат носы, боясь наступить в лужу мочи рядом с трупом вождя. Устраивают переполох при трепанации и на похоронной церемонии. Также весело обыгрывается тема репрессий и расстрелов, давки в дни похорон, унёсшей несколько сот жизней. Ухохочешься.

Сын Сталина Василий обращается к народу с мавзолея: «Мы, русские медведи…» – можно только посмеяться над устоявшейся на Западе шаблонной ассоциации русских с медведями. Она не менялась с XVIII века и родилась, кстати, в Великобритании, откуда родом и сам режиссёр. Столько времени прошло, а нас за медведей считают. Ну, хорошо – медведи, так медведи. Р-р-р-р. Мы ещё на балалайках играем и всегда пьём vodka.

 

 

Вот напрягаешься и не можешь вспомнить, чтобы какой-нибудь российский режиссёр снял нечто подобное об известном в мировых масштабах зарубежном политике. Что, нет таланта? Фантазии? А может, наоборот, есть чувство такта? А ведь можно было! Предлагаю такой сюжет, основанный на реальных событиях. В 1953 великого политика и безнадёжного алкоголика Уинстона Черчилля, имевшего к тому времени проблемы со слухом и сердцем, хватает инсульт. Половина тела парализована, но уходить с поста премьер-министра он отказывается. Парализованный глухой Черчилль у власти – сколько поводов для смеха! А если в фильме провести вскрытие после смерти? Вытащить кишки Черчилля наружу? Вот умора!

А вообще-то мы, русские, мрачные люди. Нам тут очень холодно и не очень смешно. Лица у нас постоянно серьёзные и тревожные. Вожди наши суровые, не забалуешь. Ещё у нас апокалиптическое видение мира и ядерное оружие, шутить с нами опасно. Приезжай лучше к нам, Ианнуччи, в гости, мы тебе покажем медведей на улицах. Покажем, водкой напоим, на балалайке сыграем, а потом поставим тебя, Ианнуччи, к стенке. Ха-ха-ха. Шутка.



Комментарий главного редактора Николая Жаринова:

У каждого может быть своё мнение. Дмитрий Иванов любит духовные скрепы. Над страшным смеяться не любит. А я вот думаю иначе. Смех — это единственное, что может помочь победить страх смерти. Да, время правления Сталина — это провал, страшный, пугающий, отвратительный. Чтобы ни говорили про промышленность, атомную бомбу и прочее, не думаю, что это стоило миллионов жизней.

Но стоит ли придавать страху величие? Так он никуда не уйдет, станет только больше, а может, и переродится в культ. Смех — величайшая сила, способная уничтожить самые стойкие идолы. Гитлер был страшен, чертовски страшен, но вышел фильм Чаплина «Великий диктатор». И вот демон оказался смешным и жалким, иллюзия величия бесследно растворилась. Может, и со Сталиным пора так же сделать? Посмеяться над ним и оставить гнить в истории. Помнить про жертвы, но не делать неприкасаемый культ из убийцы.

Мне фильм понравился. Он простой и в некоторых моментах смешной. Не шедевр, но посмотреть стоит. Смеяться нужно уметь над всем, в том числе, над самими собой. Это развивает критическое мышление и позволяет думать о действительно важных вещах. Не случайно жертвой любого тирана, в первую очередь, становится смех. Чаплина за «Великого диктатора» Гитлер вообще в личные враги записал.