Скейтборд, рваная футболка и мешковатые джинсы – символы молодости для людей, выросших в Америке 90-х. Одному из них, Стиви, герою фильма «Середина 90-х», повезло больше других: дома мальчика всегда ждет заботливая мать и старший брат. Благодаря сумасшедшим выходкам он неожиданно становится популярным среди старших ребят. Но готова ли семья безропотно каждый день отпускать Стиви в компанию друзей из «гетто»?
«Хочу избавиться от амплуа весёлого толстяка рядом с главным героем», — примерно следующее заявил Джона Хилл не так давно. И за словами последовали действия. В отличном сериале Maniac в тандеме с Эммой Стоун, отыгрывающим идею вечных 80-х и делающим упор на психологические отклонения и способы борьбы с ними, тридцатипятилетний актёр решил изучить съёмочную площадку по другую сторону камеры. Он написал сценарий, а затем и поставил на его основе фильм об атмосфере, царившей вокруг главного увлечения своей юности – скейтбординга.
Сам Хилл постоянно даёт поводы вспоминать об этом. В этот же раз актёр, а теперь и режиссёр, пошёл дальше и снял целую картину о быстром взрослении молодого человека после его вступления в скейт сообщество Лос-Анджелеса. К слову, об увлечении актёра. Западные СМИ недавно выяснили, что в 90-х, будучи ещё никому не известным подростком, он сам шесть лет изо дня в день посвящал все свободное время катанию на досках в парке с друзьями из скейт-магазина. Хилл был настолько близок с персоналом, что впоследствии был одним из тех, кого поместили на оборот коллекционной доски, где он упоминался как некий Jonah Jewish. А его мать убеждала сотрудников магазина Hot Rod, что в будущем её безмерно талантливый сын станет известным актёром. И, как оказалось, не зря.
В центре сюжета фильма тинэйджер Стиви, он же «Загорелый», живущий с мамой и братом в спальном районе Города ангелов. Взрослая жизнь пока еще не «достала» парня, поэтому лето он проводит, наслаждаясь солнцем и шумными улицами. Но у него натянутые отношения с братом, подростка тяготит и гипертрофированная забота матери. Чтобы придать осмысленность своим бесцельным шатаниям по улицам и обрести настоящих друзей, Стиви ищет компанию. К счастью, в недалеком "гетто" он обнаруживает ребят чуть старше себя, фанатично увлеченных скейтом. Эти тинэйджеры уж точно умеют ценить настоящий момент, и проживают его так, будто он последний. В их управлении целый магазинчик досок, колёс и прочей атрибутики фанатов и профессионалов. В комплекте с ними идут езда по шоссе на фоне закатов Западного побережья, пререкания с негодующими прохожими, умение убежать от копов и знакомство с многочисленными вредными привычками. Сопровождает это действо саундтрек, достойный отдельного материала. Музыкальную составляющую такого уровня не стоит недооценивать. На мой взгляд, это главный элемент, передающий атмосферу картины.
Насладиться им можно здесь.
Что касается жанра, то я бы сказал, что это атмосферное кино о первых пробах, своеобразная «ностальжи камеди». Фильм не настаивает на погружении, но зритель ощущает драйв и энергию молодёжных движений 90-х годов. В этом нам помогают архетипы героев, окружающих Стиви. Здесь и старший брат-садист, завидующий обласканному вниманием младшему - ведь мать родила первенца, когда ей самой было всего 18. Новые друзья – Рэй, Факшит, Рубен и Четвертый класс - помимо одержимости скейтбордингом имеют абсолютно разные характеры, а иногда – и взгляды. Каждый из них займет свое место на пути взросления главного героя.
В этой простоте и заключается основной парадокс картины. С одной стороны, Джона создает нечто, навевающее зрителям воспоминания о светлых и сумасшедших моментах юности. Но, с другой стороны, подобно назойливым насекомым, в глаза лезут его робкие попытки донести определенный морализм ситуаций, в которых раз за разом оказывается Стиви. И вопрос «зачем?» здесь ни к чему. Видимо, автор не ищет легких путей для того, чтобы перенести что-то из своей памяти на экран, и привносит в это толику морали. В конечном счете, герой оказывается перед дилеммой: либо стать творцом своей судьбы, соблюдая принципы, как Рэй, либо не задумываться о будущем и уходить в отрыв каждый день как Факшит.
Отношение к актёрским работам также следует развести на два полюса: с одной стороны, это Кэтрин Уотерсон и Лукас Хеджес, исполнившие роли матери и брата главного героя, с другой - представители скейт сообщества, сыгравшие, в широком смысле, самих себя. Для первых это акт помощи в пробе пера Хиллу. Кэтрин зарекомендовала себя как волшебница из будущей трилогии «Фантастических тварей». А Лукас, несмотря на довольно юный по критериям ремесла возраст, имеет в своей фильмографии несколько серьезных работ. Это «Манчестер у моря», «Три билборда на границе Эббинга, штат Миссури», а также номинации и награды за другие работы. Для остальных исполнителей это возможность показать развитие культуры скейтбординга до MTV-эры и шанс исследовать жизнь «первопроходцев» монетизации молодежного андеграундного спорта как явления. Среди них оказывается совсем юный Санни Сулджик – он же Стиви. Миловидность и наивность обеспечат ему успешную карьеру, а молодость заставит критиков значительно мягче высказывать главную претензию. Ее суть в том, что Сулджик еще не готов для первых ролей, но впереди есть время, чтобы этот существенный недостаток исправить.
Пока одни дублирует классические голливудские истории для дебюта в главном кресле на площадке, другие, как Джона, вдохновляются своим отрочеством, атмосферой и пытаются создать что-то вечно цветущее и радующее, совершенно далекую от огней Беверли-Хиллз публику. Спасибо, мистер Хилл! Трибьют своей молодости под потрясающую музыку трогает каждого сопричастного - и это во многом его заслуга.