Зеленые костюмы и комбинезоны цвета «фуксии», маски и визитки с геометрическими фигурами, печенье дальгона — если вы еще не смотрели «Игру в кальмара», то точно слышали о ней или видели мемы о сериале в вашей ленте в социальных сетях.

 

 

Южнокорейский сериал «Игра в кальмара» покорил сердца зрителей по всему миру. Появившись на стриминговой платформе Netflix, он затмил по популярности все выходившие ранее картины, включая «Бриджертоны», «Бумажный дом» и «Сексуальное просвещение» и породил огромную волну мемов и роликов, в которых взрослые и дети пробуют играть в те же игры, что и герои. И эта волна увлекает к просмотру все больше и больше зрителей.

В офисах, вагонах метро, аудиториях университетов, социальных сетях — люди обсуждают «Игру в кальмара» везде, и, проведя собственное исследование, мы выделили такие причины беспрецедентного успеха сериала:

Захватывающий сюжет

Представители разных социальных слоев, имеющие серьезные финансовые трудности, принимают участие в тайном соревновании, в рамках которого им предстоит вспомнить игры, за которыми они проводили свои ранние годы. Однако условия далеко не детские: на одной чаше весов — миллиарды вон, способные в мгновение решить все проблемы участников, на другой — их собственные жизни.

Несмотря на то что формат игр на выживание далеко не нов и уже встречался в литературных и экранных произведениях, многие зрители посчитали сюжет сериала необычным и оригинальным. Контраст детской темы и насилия кажется жутким и захватывает внимание, но он уже использовался, например, в романе Уильяма Голдинга «Повелитель мух», «Диком острове» Брайони Пирса и «Нерве» Джинн Райан. И все же здесь в детские игры приходится играть уже взрослым, и становится страшно от осознания того, что проигрыш в знакомом нам перетягивании каната может стоить человеку жизни.

Вместе с тем в сериале очень грамотно построено повествование, которое заставляет зрителя «прилипнуть» к экрану в ожидании того, что же будет дальше. И хотя в некоторых местах сюжет довольно предсказуем, в большинстве случаев режиссеру все же удается сохранять интригу, побуждая зрителя поглощать серию за серией.

Иллюзия выбора

На протяжении всего сериала зритель верит, будто у героев есть выбор. Они могут либо попытать счастье, либо же продолжать жить как раньше, в долгах и преследовании, не способные обеспечить ни себя, ни близких. И даже став участниками смертельного соревнования, они все еще могут вернуться к своей былой действительности, если за это проголосует большинство. Так и происходит. Большинство голосует за выход из игры, и она прекращается. И здесь иллюзия рушится, ведь становится понятно, что участие в игре было для каждого предопределено, что в прежней реальности ни у кого не оставалось шансов решить их проблемы, шансов на счастливую и долгую жизнь. В игре или в жизни, им приходилось страдать, но в первом случае все же была надежда, что эти страдания окупятся. И вот герои возвращаются к тому, с чего начинался сериал, и это, в свою очередь, оказывает мощный шокирующий эффект на зрителя.

Интрига

На протяжении всего сериала зрителя держат в сплошном напряжении и неведении: кто же окажется счастливым обладателем содержимого свиньи-копилки, кто и зачем организовал этот жестокий турнир, кто прячется за масками? Сможет ли детектив добраться до правды и узнать все об организаторах и о пропаже его брата? Понесут ли люди наказание за содеянное? По классике любого сериала эпизоды заканчиваются на самом интересном месте, оставляя любопытного зрителя с этими и многими другими вопросами, на какие-то из них он найдет ответы в следующих сериях, а какие-то так и останутся нераскрытыми, предоставляя зрителю возможность самому построить художественную реальность.

Контрастность

Сериал построен на постоянном контрасте: игры и реальной жизни, участников и организаторов, богатых и бедных. Мы видим городские пейзажи корейского города, с его спокойной размеренной жизнью, в которой никто и подумать не может, что за ужасы творятся на соседнем острове на протяжении нескольких лет, а следом — декорации, зал с койками и очень много крови. Мы видим людей, жертвующих жизнью, чтобы не лишиться ее в том, другом мире, который они временно оставили, а вместе с тем нам показывают морально разлагающуюся элиту, в роскошной обстановке, для которых эти бедные люди не больше, чем лошади на скачках.

Драматизм

В начале игры люди еще мало знают друг друга, каждый действует сам за себя, не ощущая угрызений совести. Они всего лишь жертвы системы, и не виноваты, что у них остался лишь такой шанс что-либо изменить. Однако на протяжении сериала страсти накаляются, и героям приходится делать моральный выбор, который показывает наличие или отсутствие у них самих человечности. Появляется разделение на своих и чужих, но чужие — это не люди в масках, а те же участники, спящие на соседних койках, которые в любом следующем состязании могут украсть победу. Хорошие становятся плохими и их кажущееся моральное превосходство над организаторами стираются, ведь они сами становятся убийцами. Ради победы почти каждый оказывается готовым вонзить нож в спину приятелю, хотя находятся и те, кто жертвует своей жизнью ради другой. Этот драматизм, усиливающийся с каждой серией, заставляет зрителя смотреть каждый последующий эпизод с еще большим интересом.

Остросоциальная тема

Тема общественного неравенства — одна из главных в сериале — вряд ли находится в списке основных причин успеха «Игры в кальмара», но непосредственно связана с сюжетом. Эта тема волнует людей еще с древних времен и сейчас все так же актуальна во всем мире. Неравное распределение финансовых ресурсов приводит к тому, что богатые слои населения пресыщаются, их развлечения становятся все изощреннее, доходя до наблюдения за смертельным соревнованием. Бедные же слои вынуждены жертвовать жизнью ради денег, потому что другого способа добыть нужные суммы у них не остается. И чем больше выигрыш, тем более жестокие методы на пути к победе.

Вместе с тем сериал обнажает еще одну важную для Южной Кореи и всего мира тему — изнанку капиталистического общества. Быстрые темпы развития экономики сделали Республику Корею высокоразвитой страной и 12-ой в мире по валовому продукту. Тем не менее, уровень бедности здесь составляет 14,6% от населения. Развитие капиталистического общества здесь привело к сильному контрасту между доходами разных групп населения. Конкуренция и условия на рынке труда, где со значительной частью работников заключается лишь временный контракт с низкой заработной платой, только увеличивают эту пропасть между бедными и богатыми. И «Игра в кальмара» прекрасно изображает то, к чему может прийти развитие капиталистического общества — абсолютной власти денег над людьми.

Неоднозначная концовка

Финал «Игры в кальмара» оказался неожиданным и вызвал много споров: для кого-то он показался оптимальным, для кого-то — «слитым», но так или иначе, неоднозначный конец и остросоциальная тема запустили в обществе обсуждение и дискуссию, которые играют сериалу только на руку.

Ги-хун, главный герой, спустя год после победы так и не нашел в себе силы воспользоваться выигранными деньгами. Он выполнил свои обещания, отдал значительную часть призовых денег матери Сан-Ву, чтобы та смогла выплатить долг сына. Ей же он доверил воспитание брата Сэ-байки, вытащив мальчика из приюта.
В цветке, купленном из жалости к торговке, он находит ту же визитку, и придя по адресу, указанному в ней, оказывается лицом к лицу с организатором игры. Актер шокирован, полный злобы и негодования он узнает правду, но далеко не всю. И чтобы узнать истину, герой начинает собственное расследование.

Есть много сомнений, что он сможет узнать все подробности происходящего и при этом остаться в живых. Вероятно, в это замешаны высшие чины, может, и сама власть. Иначе как объяснить то, что ежегодная пропажа сотен людей не вызывает никакого интереса со стороны государства. И если обученный детектив, зашедший так далеко в своем расследовании, был устранен, то Ги-хуна, и так знающего слишком многое, наверняка постараются убрать при первой же возможности. В тех обстоятельствах, в которых он находился, единственно верным действием с его стороны было бы воссоединение с дочкой, ради чего он, собственно, и жертвовал своей жизнью.

 

 

Игровая тема

Помимо детских игр, в сериале есть много параллелей с компьютерными играми. Фигуры на масках и визитке совпадают с фигурами на кнопках геймпада, локации выглядят искусственно и двумерно, и создается ощущение, что все происходящее — киновоплощение компьютерного симулятора выживания.

И вне состязания в жизни героев также постоянно присутствует игра: это и эпизод с игрушечным автоматом, и ставки на скачках, и игра в хорошего сына или отца.

Но игра присутствует не только в пространстве сериала, она выходит за его пределы, бросая вызов самому зрителю. И здесь кроется, на наш взгляд, одна из главных причин успеха сериала:

Интерактивность

Образы и игры в сериале предельно просты, их можно с легкостью повторить в домашних условиях, что многие и сделали. После выхода «Игры в кальмара» Тик Ток наводнили видео, где взрослые и дети переодеваются в узнаваемые костюмы и пробуют себя в роли участников состязания. «Инстаграм» также богат на подобные видео, а в аккаунте графического дизайнера из Якутии Феоктиста Алексеева можно посмотреть, как «Игра в кальмара» выглядела бы в российских реалиях. И все это работает лучше любой рекламы. Увидев подобные ролики один раз, люди, может, пройдут мимо, увидев второй — заинтересуются, увидев третий — побегут смотреть.

Здесь, например, популярный тикток-блогер rizatrinov пробует приготовить сахарное печенье из сериала:

@rizatdinov

456 #игравкальмара

♬ Shooting Stars - Bag Raiders

А здесь блогер tim__mee в шутливой форме представляет себя участником игры:

@tim__mee Смотрю этот сериал по второму кругу ? #squidgame #игравкальмара ♬ original sound - nanno_372

Интерес к корейской культуре

Последние несколько лет в обществе растет уровень толерантности и интерес к иным культурам, и корейская здесь одна из первых в списках. Что говорить только об их музыке, ведь даже не фанаты знают, что такое k-pop и могут назвать одну-две группы — настолько они у всех на слуху.

Корейская киноиндустрия не сильно отстает: остросоциальная драма Пон Чжун Хо «Паразиты» в 2019 году получает «Оскар», а дорамы наращивают число любителей по всему миру, чему во многом способствуют стриминговые сервисы, такие как Netflix. И несмотря на многие достоинства «Игры в кальмара», она вряд ли бы обрела популярность планетарного масштаба, выйдя в пределах Южной Кореи. Именно Netflix, как крупнейшая платформа для просмотра фильмов и сериалов, позволила огромному числу зрителей познакомиться с работой Хван Дон Хёка.

Кроме всего перечисленного, можно отметить приятный видеоряд и искусную игру актеров. Несмотря на то что большая часть действия происходит на острове, сериал богат на интересные и красочные локации. Абсолютно пустая белая комната сменяется пространством, повторяющим районы города, а общий зал, похожий на казарму — богатой комнатой для VIP-гостей, с роскошным убранством и разрисованными живыми людьми в качестве декора.

 

 

Все перечисленное, несомненно, привлекло внимание зрителей и заставило их делиться мнениями о сериале с друзьями, коллегами и случайными людьми в интернете. Нет какого-то секрета успеха «Игры в кальмара», ее популярность объясняется совокупностью факторов и удачным стечением обстоятельств. И можно долго спорить о том, является ли этот сериал шедевром и заслуживает ли такую известность, но факт остается фактом: «Игра в кальмара» войдет в историю как первый корейский сериал, оставивший позади своих американских и европейских конкурентов в мировых топах.