Любите ли вы Ингмара Бергмана так же, как его люблю я? Мне кажется, с режиссёрами такого уровня есть одна проблема. Очень часто люди любят их за то, что они так круты, за то, что их вклад так велик. Но немногим доступна истинная глубина содержания. Другими словами, слишком часто люди любят режиссёров за их громкое имя. Примеров много: «Я люблю Тарантино», «А я обожаю Тарковского» – слышится часто в культурной среде. И Бергман тут, увы, не исключение. Увы, потому что редко любовь идёт дальше того, чтобы посмотреть «Седьмую печать» или «Земляничную поляну». Встаёт вопрос, а что же делать? Откуда взять знания?

 

 

Что ж, можно читать. Читать и смотреть. Много. Биографию, анализ, работы киноведов, философов, а учитывая специфику бергмановского творчества, и религиозную литературу. Да, можно пойти таким путём, но можно сделать иначе и выбрать путь постмодернизма и деконструкции, интерпретаций и отсылок. И есть с чего начать.

В этот год отмечается столетие со дня рождения Бергмана. Это неплохой повод устроить выставку. И её устроили. Государственная галерея на Солянке с одобрения посольства Швеции. Называется она «Бергман. Метаморфозы», и действительно хороша. Но обо всём по порядку.

 

 

В своём творчестве режиссёр часто обращался к одним и тем же темам. Он постоянно задавал вопросы. Некоторые из них можно сформулировать так. Что такое смерть? Есть ли Бог? Существует ли мир вокруг нас, или всё есть сознание? Так вот, эти и другие вопросы на этой выставке вы не найдёте. Зато вы найдёте там несколько большее. Наследие? Возможно.

На открытии присутствовал сам посол Швеции в Москве Петер Эриксон и он сказал несколько слов о выставке, о Бергмане. Самым важным, по его словам было не просто «поставить очередной памятник гению», было решено собрать множество работ современных художников из разных стран, объединённых общим знаменателем, и представить их зрителю. Таким образом показать, как сильно повлиял на современных творцов Ингмар Бергман. Начиная от его личности и биографии, и заканчивая киноязыком, эстетикой его работ, характерными приёмами – всё было разобрано, деконструировано и переосмыслено в самых различных формах.

 

 

Здесь есть картины, фотографии, арт-объекты, инсталляции, видео-арт. Спонсор мероприятия, ABSOLUT, даже создал специальный коктейль в честь именинника. И при всём разнообразии форм, сквозной линией проходило влияние великого режиссёра. Лично я не могу сказать, что мне понравились абсолютно все работы, однако очень многие действительно впечатляют. Не буду вам всего рассказывать, но один пример всё же приведу, чтобы пробудить побольше любопытства.

Это работа испанской художницы Кристины Лукас, и на её примере я покажу, как работает эта выставка. За основу видеоарта взята история о Микеланджело. Да, о той самой черепашке, которая расписала купол Сикстинской капеллы. Существует история, будто бы художник, работая над своей скульптурой Моисея, ударил её по правому колену. Произведение вышло таким реалистичным, что художник пытался заставить его заговорить. Правда это или нет – мы уже не узнаем, но говорят, что на колене статуи действительно есть небольшая вмятина.

 

 

Мы же видим Кристину Лукас крушащей кувалдой статую Моисея. Она разбивает её буквально вдребезги, откалывая руки, голову. Зачем? Сначала может показаться, что это старое доброе цитирование – основной приём постмодернизма. Но всё не так просто. Ведь не просто так эта работа на выставке о Бергмане. Здесь тонкой нитью проходит один из главных мотивов творчества режиссёра. Вспомните, например «Седьмую печать» – это мотив вопрошания Бога и ответного молчания. Такой вопрос проходит сквозь все фильмы Бергмана, потому что вопрос о Боге не давал ему самому покоя. Поэтому его творчество имеет такой сильный религиозный подтекст.

 

 

Этот же вопрос можно сопоставить с историей о Буонаротти. Создавая образ человека в скульптуре, он сам являлся Творцом. И удар по готовой скульптуре вполне можно интерпретировать философски как вопрос. Я создал образ, который идеален. Равен ли я Творцу? Или, может, не на кого равняться? Лукас же возводит этот вопрос в абсолют, уничтожая творение и отдавая дань такой важной части творчества великого режиссёра.

И вы можете прийти и окунуться в мир не только Ингмара Бергмана, но и его наследия в современном искусстве. Выставка «Бергман. Метаморфозы» открыта до 27 января.