«Мой друг Гитлер» – это название пьесы японского писателя Юкио Мисимы пришлось бы впору и для фильма Тайка Вайтити «Кролик Джоджо», который недавно получил Оскар за лучший адаптированный сценарий.
Сценарий был написан по книге американской писательницы Кристиан Лёненс. Герой этих произведений – мальчик, у которого, как и многих детей, есть воображаемый друг. Всё бы ничего, но с учётом того, что действие происходит в фашистской Германии, а сам мальчик – активный член Гитлерюгенд, то он воображает себе в друзья Адольфа Гитлера. По сюжету юный нацист находит девушку, которую в доме прячет его мать, и она ... «еврейкою оказалась вдруг. Жизнь, словно копейка, выпала из рук» – процитирую я стих русского поэта Всеволода Емелина.
Фильм интересный, можно сказать, даже смелый. Сделать такого исторического демона, как Гитлер, комедийным персонажем, а ненависть к евреям предметом юмора – это балансирование на грани фола. Современное западное общество очень болезненно реагирует на такие поползновения – вспомним скандал с режиссёром Ларсом фон Триером в 2011 году, которого из-за шутки на подобную тему на долгое время отлучили от Каннского кинофестиваля. Тут уж или пан или пропал. И, надо сказать, «шутка про Гитлера» Вайтити, не только прокатила, но и, более того, имела успех.
Естественно, картину надо рассматривать не с исторической точки зрения, а с ироничной. Это не что иное, как посттравматическая ирония, – назовём это так. Ведь в коллективном западном сознании до сих пор никак не может уложится, что европейская цивилизация в прошлом веке могла породить нацистскую ересь, из-за которой миллионы людей нашли свою смерть в газовых камерах, а миллионы солдат погибли на полях сражений.
Поэтому это не поддающееся законам морали и логики явление западная культура и пытается карнавализировать. В результате произошедшая катастрофа принимается не на рациональном, а на более низком, «смеховом» уровне восприятия. Это, как если бы тебе хулиганы по голове палкой дали, в мозгу всё перемешалась, а ты стоишь и глупо улыбаешься, – позволю в этом случае такую метафору.
Палка в данном примере отшибает интеллект – повторяю, с помощью разума осознать и принять то, что произошло в середине XX века в Европе трудно. Остаётся только… смеяться – смех тут как реакция на переживаемый ужас. Это врождённое свойство человека – смеяться смерти и ужасу в лицо. В Средневековье, например, в многочисленных праздниках, маскарадах и карнавалах, лица смерти зачастую были также, как и Гитлер в фильме, визуализированы в виде смешных масок и кукол. На карнавалах и маскарадах, как известно, танцуют, и танец является одним из лейтмотивов в фильме Вайтити. И обратите внимание, в какой карнавально-нацистской форме идёт в свой последний бой один из персонажей фильма – капитан Кленцендорф, которого играет великолепный Сэм Рокуэлл.
Таких художественных деталей можно найти в фильме множество. Образ Гитлера подвергается «снижению», эвфемизации – в фильме он предстает всего лишь забавным истеричным петрушкой. И его жестокие фашисты тоже вызывают не ужас, а смех. Чтобы их образы были понятны зрителю, режиссёр их голливудизировал. Юнцы из Гитлерюгенд мало чем отличаются от американских скаутов, а немецким офицерам свойственна вульгарность янки, они ведут себя развязно и вульгарно.
Это не первая и не последняя попытка представить события Второй мировой в подобном ключе. Например, буквально недавно, пару недель назад, вышел новый сериал «Охотники» с Аль Пачино. Действие сериала происходит в 70-е годы прошлого века. Место действия – США. Сотни скрывающихся нацистов готовят четвёртый рейх, и им противостоит клан евреев, движимый местью за национальное унижение. Если рассматривать это кино с точки зрения истории, то это бред (такой же бред возникает в голове, когда тебя ударяют палкой), но если сказать для себя, что это комикс (comics – комичный, смешной – англ.), то этот сериал сразу станет приемлемым.
Можно и в истории кино найти подобный фильм. Это, конечно же, «Жестяной барабан» (1979 г.), снятый по роману Гюнтера Грасса – невозможно не заметить параллели с этой картиной. Герой «Жестяного барабана» тоже подросток, действие тоже происходит во время Второй мировой войны, в немецко-польском городе Данциг. Основанная на реальных событиях, эта картина также гротескна и исторически сумбурна. Режиссёр «Кролика Джоджо», безусловно, этот фильм смотрел и в чём-то ориентировался на него – эпизод падения мальчика с лестницы в его картине – это прямая отсылка к «Жестяному барабану».
Если рассматривать российский кинематограф, то подобного кино, пожалуй, у нас не найдёшь. Из-за веских и понятных причин у нас с фашистами не шутят. (Если, конечно, не вспомнить убогую комедию «Гитлер капут!». Но это и фильмом назвать сложно. Там не пародия, не юмор, а какая-то агония смеха). У нас другой менталитет, и трагедию Второй Мировой мы по-иному переживаем. Но если уж продолжать приводить старые и новые фильмы о войне, где главным героем является подросток, то рекомендую к просмотру «Иваново детство» Тарковского, а из недавно вышедшего кино – «Войну Анны» 2018 года.
Понятное дело, «Кролик Джоджо» в России в прокат не вышел. Немыслимое количество свастик и «хайль Гитлер» в картине могло бы свести с ума любого чиновника Роскомнадзора. Но фильм уже можно найти в сети. Смотрите.