Придраться к Звягинцеву как к режиссёру довольно сложно. Он действительно профессионал, дело своё знает. Тут не поспоришь. В его фильмах всегда идеально поставлены картинки, хорошо выстроен сюжет, актёры «живые», играют отлично. Сомнений в его мастерстве не возникает, и в школе, и в ВУЗе он, наверное, учился на одни пятёрки. Каждая его картина, каждая социальные драма, которую он снял, вызывает бурные дискуссии, сильные негативные и (или) положительные эмоции, что свидетельствует о его таланте. «Бу-бу-бу!» - пыхтят «патриоты», обвиняя его в русофобии. «Ах-ох-ах!» - закатывая глаза от экстаза, восхищаются его «смелой» позицией «либералы». На простынях социальных сетей и сайтов бои такие, что клочки шерсти летят в разные стороны.
Последний его фильм Нелюбовь не стал исключением. Картина повествует о взаимоотношениях супружеской пары, находящейся в состоянии развода. Жертвой ситуации становится самый слабый участник драмы – их сын, 12-летний мальчик Алёша. Он убегает из дома, и начинаются его поиски.
Звягинцев нещадно бичует пороки московского общества. Представители столичного «планктона» живут обычной жизнью насекомых. Работают в офисах, сидят в кафе, управляют дорогими и не очень дорогими иномарками, выкладывают фоточки в интернет. Ходят в «Ашан», эпилируют интимные места, хотят быть ещё красивее, ещё счастливее. Жрут, спариваются, болтают и лицемерят. До тех пор, пока в их жизнь не врывается трагедия.
С художественной точки зрения к фильму, повторяю, не придраться. Тут вам и Трюффо с четырьмястами ударами, и Брейгелевские зимние пейзажи за оконной рамой. Социальная драма и психологизм. Бергман, Ханеке, Фон Триер – всё видели, понимаем. Звягинцев – профессионал, он знает, на какие кнопки нажимать, чтобы вызвать нужные эмоции.
Только вот - «не верю». Всё хорошо, если бы не ангажированная в фильме политическая позиция автора, которая недопустима для художника. Она выражена в фильме настолько топорно и грубо, она делает сцены такими неестественными, что её трудно не заметить. В ход идёт всё, что на злобу дня. При продаже квартиры в качестве положительного фактора упоминается близость построенной церкви. Начальник одного из героев повёрнут на православии и принимает исключительно женатых, хотя, казалось бы, не нравится – уволься! По радио в машине новости – про координационный совет оппозиции. Главный герой не может оторваться от телепрограммы Киселёва. Ремонт в квартире делают исключительно выходцы из Средней Азии. За дверью уже почти ждут ювеналы. Чтобы не оставалось ни тени двусмысленности, для зрителей всё разжёвано в пространственных монологах и диалогах.
Нет, понять Звягинцева можно. Ну, не любит он такую Родину, разве можно его заставить! Не поила она щедро его берёзовым соком! И народ достался – так себе: раб на рабе, сплошные Слепцовы (фамилия главных персонажей), от пропаганды по телеку оторваться не могут.
Нелюбовь Звягинцева в его «Нелюбви» тотальна. Мальчика не любят мать и отец, не любят друг друга муж и жена. Муж не любит тёщу, и жена тоже не любит свою маму, а сама тёща не любит всех. Все друг друга не любят, никто никому не сопереживает. Все лицемерят с близкими и коллегами по работе. В атмосфере этой нелюбви ничего не работает. Полиция бездействует, участковые на районе, где пропал мальчик, по-видимому, вообще отсутствуют. Ни одного положительного персонажа, кроме Навального и Немцова по радио.
А! Как я мог забыть! Есть же волонтёры! Вот луч света в тёмной и немытой Russia! Всё-то они умеют, всё знают, как сделать. И всё – бесплатно. Светлые, прекрасные лица. «Алёша! Алёша!» – кричит девушка-волонтёр в лесу. Приди, Алёша, разбуди Россию. Она воспрянет ото сна. Пусть все Слепцовы глаза откроют.
А пока нелюбимая страна не пробудилась, мальчик должен умереть, ведь «я люблю смотреть, как умирают дети».
Когда же зритель прольёт слёзы над обезображенным трупом, Звягинцев наденет чистый смокинг с бабочкой и пойдёт по Красной дорожке получать приз за лучшее кино.