Каюсь, пропустил один хороший фильм, прошедший уже в прокате. Когда мне в прошлом году попался на глаза трейлер «Мэнди» с Николасом Кейджем, я тогда подумал: «Ну что это за ересь!», — и на фильм не пошёл. Только недавно эту картину посмотрел. Оказалось, что, да — это действительно ересь. Но зато, блин, какая угарная!



Честно говоря, ужасы — не мой жанр. Ну, не романтик я, вы уж извините. Нервного напряжения и в реальности хватает. Поэтому по жизни держусь ближе к реалистам: Тургенев, Золя, Хемингуэй. Но, конечно, мимо отдельных хорроров пройти не могу. При условии, что они интересно сделаны. А «Мэнди» — это как раз именно тот случай.

Начинается фильм вполне реалистично. Нам показывают, как брутальный Николас Кейдж валит лес. В «Мэнди» Кейджа зовут Ред, и он дровосек, что вполне соответствует его образу, ранее созданному в кино. Живёт Кейдж-Ред тоже в лесу. Почему бы и нет? Может же жить дровосек в лесу? Может. Чистый воздух, сосны — пока всё в рамках реализма, верю, всё правдоподобно.

 

 

Живёт Кейдж в доме не один, а с красавицей — худышкой-женой. Вместе они уже долго и до сих пор счастливы. (Тут уже сомнения в реалистичности, такое не часто бывает). Живут они в гармонии не только друг с другом, но и с силами природы. Днём плавают в лодке на озере. Вечером сидят у костра. Ночами, лёжа в обнимку, любуются звёздным небом. «Открылась бездна звёзд полна; И этим звёздам нет числа, нет бездне дна» (Это не дровосек в фильме стихи жене читает, это я к месту вольно цитирую Ломоносова). Любимая планета Мэнди — Юпитер.

Но ведь природа, как известно, это и храм Сатаны. И в лес приезжают сатанисты — коммуна зрелых хиппарей, которые с кислотой в своё время не завязали и остановиться уже не могут. Их вожака зовут Иеремия. Он, судя по своей кличке, их пророк. Загоняет телеги про свет, который излучается на него. Источник такого света может быть только один — это Люцифер, в переводе с латинского Светоносный.

И так Иеремию светонуло, что он решил, что любая баба, которая ему повстречалась и понравилась — а повстречалась ему Мэнди — должна быть его. Но Мэнди рассмеялась «пророку» в лицо, подставив под сомнение его божественное предназначение. Поэтому сектанты убивают жену дровосека. Причём с особой жестокостью и на его глазах.

 

 

Тут уже у нашего дровосека сносит башню, и из дровосека он превращается в воина Йована из глаза бури, которая бушует на Юпитере — той самой любимой планете Мэнди. Не спрашивайте, каким образом, — фильм смотрите. Начинается такой адок, что ни словами сказать, ни пером описать — смотреть надо. Как будто в костёр авторского воображения бочку бензина разом вылили.

Дровосек Ред не сторонник истины «месть должна быть холодным блюдом». Он выплавляет себе умопомрачительную, а точнее, головосшибательную секиру и вместе с ней выходит на дорогу ярости. На этой дороге ему будут препятствовать инфернальные мотоциклисты. Будут поединки на бензопилах, будут крушиться и гореть черепа. И кровь так будет литься, что никак не подумаешь, что её в одном человеке может быть только шесть литров. Впрочем, люди ли это были?

 

 

Я чуть было уже не определил жанр этого кино как неонуар, но знающие люди меня поправили: это грайндхаус. Это когда на зрителя безцензурно и, временами, совершенно безсюжетно выливается неадекватное количество насилия и жестокости. Причём в таких извращённых формах, что сомневаешься в наличии у авторов положительной справки от психиатра. А в нашем случае, чтобы зритель ни дай Бог не заскучал, режиссёр, отправляя своего героя в увлекательный трип, приправил ещё свою картину канистрами ЛСД.

Конечно, подозреваю, что некоторые читатели, посмотрев этот фильм, останутся в недоумении, как этому трэшу вообще можно было уделять внимание. Но хочу парировать и ответить, что нужно судить художника по тем законам, которые он сам для себя создал. Да, мы имеем дело с картиной низкопробного жанра. Но саму-то картину низкопробной не назовёшь. У «Мэнди» есть оригинальный киноязык, язык выраженный в работе оператора, в постановочных планах, в работе с цветом и светом, в работе со звуковыми и видеоэффектами. Кстати, в фильме прекрасное музыкальное сопровождение. Да и игру актёров стоит упомянуть — что там вытворяет Николас Кейдж! К тому же картина экспериментальная, в ней, например, используется мультипликация.

 

 

При всём при этом налицо и преемственность. Ведь такую общепризнанную классику кино, как «Кабинет доктора Калигари» Вине или «Носферату» Мурнау, при желании тоже можно причислить к картинам так называемой категории B. А в случае с «Мэнди» что перед нами, как не современный экспрессионизм, экспрессионизм, замешанный на беспредельном насилии?

Ирония — это признак высокого ума, и видно, что и сам режиссёр «угорает» над шаблонами выбранного стиля — в одной из сцен он использует двухметровую(!) бензопилу. Класс. Да, чуть не забыл — Косматос! Панос Косматос — так его зовут. Хорошее имя для автора такого великолепного трэшака.