Краска льется с кисти, яркая и послушная. Узор появляется за узором, а линии переплетаются друг с другом, как стебли цветов, рождая странные образы и ассоциации. Речь сегодня пойдёт о Поле Джексоне Поллоке (Paul Jackson Pollock), а точнее, о биографическом фильме «Поллок».

Драма Эдварда Аллена Харриса (Edward Allen (Ed) Harris) 2000 года выпуска рассказывает нам о жизни и творчестве одного из культовых художников XX века.

Непростой фильм о непростом человеке достоин особого внимания. Он был награжден премией «Оскар» в номинации «Лучшая женская роль второго плана» за работу Марши Гей Харден (Marcia Gay Harden) в образе Ли Краснер и номинировался на «Лучшую мужскую роль первого плана».



В этой работе все находится в равновесии. Единственным невольным отходом от реальных событий является то, что у Джексона Поллока (которого сыграл сам режиссер) на одной руке не хватало фаланги пальца. В фильме эту особенность повторить не смогли. За исключением этой маленькой детали, все остальное правдиво. В киноленте щедро показываются легко узнаваемые картины живописца.

Фильм снят по книге и начинается с первой ключевой точки в жизни Поллока: когда в начале 40-х он знакомится со своей будущей женой Ли Краснер (Lee (Lenore) Krasner). Мы видим мужчину средних лет, который может вызывать противоречивые чувства ровно до тех пор, пока мы не осознаем – он действительно свободен.

«Поймите, я старалась, чтобы люди заинтересовались Вами, чтобы Вы попали в хорошие руки. Вы так плохо себя ведете! Вы, словно зверь!», − говорит в фильме Пегги Гуггенхайм (Marguerite (Peggy) Guggenheim), его любовница и покровительница.

Если бы не насыщенная биография мастера, фильм мог бы показаться серым. Но наблюдая за тем, как художник ищет свое место в живописи и в мире, проникаешься его историей. Поллок находит себя в абстрактном, сюрреалистичном искусстве, хотя изучал живопись в 30-х годах у Томаса Харта Бентона (Thomas Hart Benton), приверженца реализма. В киноленту вошло самое сложное время для художника. Его признали, но картины продавались плохо, Поллок и его подруга находились на грани бедности. Живописец ощущал огромное давление, начал срываться, у него случались приступы ярости, усугубленные алкоголем.

Кажется, что мы не увидим ничего нового, но внезапно герой радикально меняется: все неприятности отступили, как болезнь, близящаяся к концу, когда он согласился переселиться за город. Беспощадный к себе, дикий в городе, он оказался очень чутким и добрым человеком, который способен приютить бездомную собаку и приручить птицу, а также мечтающий о собственных детях.

Одним из самых проникновенных моментов фильма является вот этот: Джексон размышляет над работой и не замечает, как краска, капающая с кисти, ложится узором на пол. Именно так родилась (как он сам ее называл) льющаяся техника, принесшая Поллоку славу новатора XX века.

 

После триумфа последовал еще один кризис, завершившийся разрывом с женой из-за молодой любовницы и в конечном итоге безвременной кончиной художника. Сцена трагической гибели наполнена динамикой и ощущением рокового момента, отражающимся в глазах героя.

Что главное в этой картине? История художника? Рассказ об открытии техники? Неоконченная повесть о любви и жертвенности? Фильм не заставляет выбирать главного, как не скрывает и запутанной биографии Джексона Поллока. В его жизни было все: успех, неудачи, алкоголь, искусство, любовь, в фильме тоже все это есть.

Когда что-либо происходит с нами, или же мы делаем предосудительные вещи, нам говорят: «Не судите, да и не судимы будете». Так, не будем судить Поллока: он прожил яркую, потрясающую жизнь, полную ошибок, как и любой человек. Но Джексон оставил после себя не только удивительную биографию, но и неповторимые полотна.

«Как бы ты ни был пьян, кое-что для тебя свято. Это не чьи-либо чувства, нет, это твое искусство. Ты его не разрушишь. И это ценно».

© арт-критик Клемент Гринберг Джексону Поллоку.