Фильм Квадрат (The Square, 2017) — это шведский арт-хаус режиссёра Рубена Эстлунда (Ruben Östlund). Всё здесь крутится вокруг главного героя Кристиана, куратора музея современного искусства, обеспеченного человека со своими проблемами и идеями.

Название фильма вызывает ассоциации с картиной Малевича. Есть ощущение, что сейчас будет история о том, как умные учёные нашли авторскую надпись «Битва негров в тёмной пещере» и прочие разоблачения загадок картины. Но сейчас шведам до этого нет никакого дела, поэтому речь идёт о современном искусстве. Нужно отметить, что картина получила «Золотую пальмовую ветвь» на фестивале в Каннах, но действительно ли фильм стоит внимания?



У Кристиана похищают кошелёк и телефон. Герой, конечно же, хочет вернуть пропажу, но на носу у него презентация новой выставки. Идея экспозиции «Квадрат» в том, что все люди, которые заходят внутрь его очертания, получают помощь. Такая вот утопия:

«У вас не будет воды? Пожалуйста. У вас не найдется несколько минут со мной просто поговорить? Разумеется»

Кстати, по мнению Юнга, квадрат является символом материи, тела, реальности. Знаменитый психоаналитик полагает, что квадрат демонстрирует разобщённость людей, не достигших внутреннего единства, тогда как круг можно соотнести с этим конечным состоянием. Почему тогда не концентрировать доброту в круге? А потому что квадрат — фигура, которой нет в природе, точно так же, как нет абсолютного равенства среди людей.

Внутренний мир персонажа сложен и местами нелогичен. Конфликт в том, что идея экспозиции и реальная жизнь Кристиана противоречат друг другу. Герой хочет открыть глаза простым людям на мир, но, по сути, не видит их. Безразличный и сухой в повседневности, он желает продемонстрировать благодеяние в искусстве. Герой в разводе, у него много женщин, но он намеревается быть примерным отцом для двух дочек. А чтобы мир стал душевнее, этот «сердечный» человек в ночи кладёт письма с угрозами в каждую квартиру многоэтажки, потому что в какой-то из них живет обокравший его вор. Абсурда здесь хоть отбавляй.

 

 

«Квадрат» — фильм для фанатов арт-хауса, которые любят придумать третий смысл произведению, который, возможно, туда даже и не был вложен. Картина о современном искусстве будет далека и непонятна обычным зрителям, привыкшим к динамике действия и логичному концу. В ней нет концентрации на одной сюжетной линии: здесь и про социальное неравенство, и про равнодушие, и про духовную нищету, а некоторые смыслы вообще едва уловимы. В результате выходит какой-то проблематический хаос.

Присутствуют в фильме и чрезвычайно затянутые фрагменты. Например, зрители долго наблюдают, как представители богемного общества сидят и смотрят на то, как «дикая обезьяна» (кстати, так показан прототип русского художника) чуть не изнасиловала девушку. Неоправданно много времени уделено и ситуации, где Кристиан и его любовница чуть не подрались за использованный презерватив.

Я не получила так же никакого эстетического удовольствия и от самой картинки: тускло, уныло, как будто не про искусство вовсе. Что же касается сатиры - а именно с этой точки зрения автор пытается рассмотреть жизнь в Швеции и проблемы современного искусства – то юмор в фильме на таком «дне», что туда и не донырнуть.

Думаю, что зрители, которые пошли на «Квадрат» не из большой любви к арт-хаусу, а потому что это модно, заснули где-то на середине.
 


Автор: Виктория Чудакова