Если сразу, навскидку, вспомнить гениальную, но при этом самую омерзительную картину в истории кинематографа, то первое, что приходит на ум, — это вышедшая на экраны в 1975 году «Сало́, или 120 дней Содома» великого итальянского режиссёра Пьера Паоло Пазолини.



Не думаю, что прокат подобной картины сейчас был бы возможен. Слишком уж политкорректное и толерантное время на дворе. Публика стала чрезмерно чувствительной и нежной, её легко можно возмутить и оскорбить. Вот, с последнего фильма Ларса фон Триера о серийном маньяке люди десятками уходили из зала. А в «Сало́...» вы найдёте не только шокирующие сцены насилия и убийства. Помимо этого, картина изобилует и порносценами, сценами содомии, садизма, копрофагии. Такое сегодня встретить в кинотеатре невозможно.

Но разве не является целью искусства вызвать сильные эмоции у зрителя? Какими методами будет при этом действовать художник — это уж он сам решает. Выбор «оружия» всегда остаётся за ним. Пазолини выбрал отвращение, выбрал порно — это его право. Не сразу его метод был принят обществом — после выхода «Сало́…» итальянские суды несколько раз запрещали фильм к показу. Но, в итоге, спустя два года, все ограничения были сняты, так как картина была признана «произведением искусства».

 

 

Синопсис этого «произведения искусства» такой. На исходе войны в 1944 году в итальянском городе Сало́ провозглашается фашистская Республика. Республикой совместно управляют Президент, Судья, Герцог и Епископ. По их приказу отбираются по девять самых красивых юношей и девушек. Их отвозят в закрытую резиденцию, где на протяжении нескольких недель над ними совершаются акты сексуального насилия, причём в самых извращённых формах. Потом юношей и девушек подвергают пыткам и жестоко убивают.

Какой же смысл в этой странной и страшной аллегории?

Картина состоит из четырёх частей: «Преддверие ада», «Круг маний», «Круг дерьма» и «Круг крови». Круги ада уже были описаны в литературе Данте Алигьери в «Божественной комедии». А так как у каждого круга есть своя Королева-рассказчица — проститутка в годах, которая каждый день делится своим опытом, рассказывая собравшимся похабные истории, — то в компанию к Данте пригласим ещё Джованни Боккаччо с его «Декамероном».

 

 

Такой бэкграунд не случаен. Данте и Боккаччо — итальянские авторы эпохи Возрождения, эпохи, когда родилась философия гуманизма. Она поместила в центр мироздания человека с его телом, вытеснив оттуда Бога, который главенствовал в умах людей Средневековья. Следующая после Ренессанса эпоха Просвещения, вообще, подвергла сомнению божественное существование и провозгласила вместо него власть разума.

Но ведь человек обладает не только разумом, человек — узник своего тела. Человек — раб своих инстинктов, которые религия и пыталась сдерживать. Победа разума закончилась большой кровью. Французские просветители, пророки человеческого разума: Дидро, Вольтер, Руссо — никак не предполагали, что их прогрессивные идеи приведут к французской революции 1789 года, когда многие «разумные» головы пройдут через «окошко кассы» — так на французском сленге именовали гильотину.

 

 

В годы французской революции стал известен маркиз де Сад. Он проповедовал либертинаж, культ плотских наслаждений, утверждал неограниченную нормами религии или морали сексуальную свободу. Имя маркиза послужило возникновению термина «садизм» — наслаждения у писателя часто были неотделимы от насилия, причинения боли сексуальному объекту. Именно в его книге «120 дней Содома» – оригинальное произведение, по мотивам которого и снял фильм Пазолини, — идеи де Сада нашли максимальное художественное воплощение.

Пазолини в своей картине показывает человеческое тело во власти инстинктов. Остатки разума, раздавленного инстинктами, придают всем этим телесным жаждам извращённую форму, так как человек, в отличие от животного, обладает воображением. Тело жаждет разврата, совокуплений — вот вам «Круг маний». Тело жаждет пищи и выделяет экскременты — Пазолини помещает его в «Круг дерьма». Телу также присуща и жажда насилия — фильм заканчивается «Кругом крови».

 

 

В «Круге крови» правители республики Сало, поочерёдно меняясь, участвуют в пытках и наблюдают за ними. Таким образом они возбуждаются и получают удовлетворение. При этом звучат стихи Эзры Паунда и музыка Карла Орфа — творцов, которые сотрудничали с нацистами. Здесь содержится упрёк художникам, которых сманила «тёмная сторона» фашизма.

В своей картине идеи де Сада Пазолини увязывает с фашистскими идеями. Вспомним, что герои связанного с картиной «Декамерона» Боккаччо, закрывшись на вилле, пируют во время чумы. Чума — распространённая метафора фашизма. В какой-то мере и де Сада можно назвать протофашистом. Он, как и нацисты, делил общество на рабов и господ. В свою очередь, фашизму свойственен садизм, страсть к насилию.

 

 

В картине показано, что консервативные силы фашизма, представленные в образах зрелых правителей, с одной стороны, опираются на молодёжь, которая представлена охранниками, соучастниками всех «игр». С другой стороны, они развращают и губят её. Через аллегорию Пазолини показывает фашизм как противоестественные явление, явление, основанное на животных инстинктах, на первобытном насилии, на извращениях. Кстати, связь содомии и фашизма не такая уж и аллегорическая — гомосексуализм был широко распространён среди «коричневых рубашек», лидер штурмовиков Эрнст Рем был гомосексуалистом.

Не секрет, что и у Пазолини были нетрадиционные сексуальные предпочтения. Он стал жертвой уже собственной мании — по одной из версий был убит подростком, которого домогался. В 1975 году труп Пазолини со следами насилия обнаружили в Остии, на побережье близ Рима. Картина о республике Сало́ стала последним высказыванием мастера.