«Закатать в асфальт» — непростой боевик Стивена Крэйга Залера. Мэл Гибсон и Тори Киттлз в нём пытаются «и невинность соблюсти, и капитал приобрести». А зрителю до последнего кадра интересно — получится ли?
Всё начинается с непродолжительного занятия любовью с проституткой недавно вышедшего из тюрьмы темнокожего Генри Джонса (его играет Тори Киттлз). Он признаётся ей в том, что та нравилась ему ещё со средней школы. Зритель оказывается в нелёгком мире фильма, мире, где честно заработать нельзя — приходится бежать сломя голову на преступление.
Это подчёркивает ситуация с героем Мэла Гибсона — Бреттом Риджмэном — полицейским, который в свои 59 лет шастает с напарником по чёрным лестницам в поисках плохих парней, но в силу своей неуживчивости с миром (сам он называет это свойство отсутствием склонности к политике), не может обеспечить своей семье нормального существования — они с больной женой и дочкой-подростком живут в не самом благополучном районе, девочка из-за этого пятый раз за два года отхватывает от дворовых. К тому же на телевидении появляется видеозапись с его последнего задержания — они с напарником ведут себя жестоко по отношению к наркоторговцу. За это их на пять недель отстраняют от службы. И вот тут всё потихоньку закручивается.
Как, перемешивая будущий омлет, в какой-то момент перестаёшь различать чужие по отношению друг к другу желтки, а потом уже и желтки с белками, так и здесь — происходящее смешивается в однородную жижицу, образуя воронку смысла. У темнокожего героя вариантов особо не намечается. У него мама — наркоманка и младший брат — инвалид. Поэтому он просит последнего нажать на паузу в игре «Сафари» и откликается на предложение друга детства поучаствовать в одном дельце.
А старик-полицейский прерывает вечерний телевизионный просмотр передачи про львов и говорит, что у него есть одна идейка. Какие-то люди в масках стреляют то в продуктовом магазине, то около него. Напарник доверяется старшему другу-коллеге и ни свет ни заря приезжает на своей машине в назначенное место.
Дальше нас ждут неожиданные повороты, забавные время от времени шутки, отстрелянные пальцы, операция на мёртвом желудке, всё, что угодно, кроме любви. Охота. Охота, на которой или ты, или тебя. Как в выслеживании свободного столика в Макдаке, только совсем без правил: тут тебе и падающего толкни, и «скажут солгать — солги, прикажут убить — убей», и что похлеще.
Я не исключаю, что после просмотра у зрителя может сложиться впечатление какой-то недосказанности или незавершённости. Я бы это списал на то, что для режиссёра Стивена Крэйга Залера (S. Craig Zahler) это третий полнометражный фильм. Да ещё и на два с половиной часа. И с Мэлом Гибсоном. И с собственным сценарием.Тут любой может растеряться, заэкспериментироваться.
Но мне всё-таки кажется, что называть этот фильм пустым несправедливо. Проблематика ясна и актуальна. «И невинность соблюсти и капитал приобрести». Может ли такое получиться в наши дни? Или в мире, где существуют потерявшие человеческое лицо особи, способные не моргая убивать безоружных, нет смысла и пытаться? Должно ли добро ходить со снайперскими винтовками? Или, переступив закон в какой-нибудь мелочи, не сможешь затормозить, рухнешь в бездну и тебя закатает в асфальт то, что не закатал ты?
Более того. Даже попытка ответа есть. Герои в фильме делятся на два типа: для одних слова — это пустой звук, они не выполняют своих обещаний; для других — не совсем так. Они, конечно, держат свою заряженную «дулю» в кармане, но обещанное всё-таки выполняют. Так вот побеждают последние. И в фильме. И — как мне хочется верить — в жизни. А, значит, режиссёр нас не обманул: пацан сказал — пацан сделал.