Казалось бы, ну причём здесь «Битлз»? В «Однажды в Голливуде», последнем фильме Квентина Тарантино, звучит много музыки шестидесятых – семидесятых, однако песен ливерпульских жуков там нет. Но «Битлз» в той голливудской истории сыграл большую роль.

Какую? Дело в том, что из последнего альбома «Битлз», «Белого альбома», черпал вдохновение известный американский маньяк, в прошлом неизвестный никому музыкант-неудачник Чарльз Мэнсон.



Скрестив тексты «Битлз» с откровением Иоанна Богослова – ещё одним источником своей безумной фантазии – Мэнсон захотел инициировать конец света, который назвал «Helter Skelter», «Кавардак», ­– так именовалась одна из песен «Белого альбома». Этот мерзавец Мэнсон науськал членов своей секты на одно из самых жестоких убийств в истории Голливуда.

8 августа 1969 года в доме по адресу 10050 Сьело-драйв подростками-хиппарями из секты Мэнсона было убито пять человек. Одна из жертв была застрелена, четверо зарезаны. В том числе, Шарон Тейт, жена знаменитого режиссёра Романа Полански. Шарон была на девятом месяце беременности, ей было нанесено 16 ножевых ударов. Она молила убийц о пощаде, однако сектантов это не остановило.

 

 

Жуткая резня. Но я не удивился, когда узнал, что она легла в основу сюжета «Однажды в Голливуде». Тарантино может – он тот ещё отморозок. Взгляд на эту историю Тарантино даёт со стороны.

Неподалёку от дома четы Полански на голливудских холмах в надежде сделать карьеру поселяется Рик Далтон, актёр второго ряда, которого, в свою очередь, играет актёр уже высшего порядка – великолепный Ди Каприо. Ди Кап..., тьфу, Рика Далтона везде сопровождает персональный каскадёр, а также, по совместительству, водитель Клифф Бут – его играет Брэд Питт. Из мировых звёзд в «Голливуде...» ещё пару раз сверкнул Аль Пачино. Сверкнул в качестве актёра, тут надо уточнять, потому в тарантиновском кино о кино все звёзды перемешались.

 

 

Несмотря на мрачный бэкграунд истории, в течении всего фильма Тарантино шутит и иронизирует, показывая жизнь селебрити в Голливуде и что происходит по ту сторону камеры. Нечто подобное вытворяли и братья Коэны в своём «Хайль, Цезарь!», только Тарантино действует ещё смелее. Например, он выстёбывает гастарбайтера Брюса Ли, не оставляя от репутации короля кунг-фу камня на камне.

Тарантино, как и в каждой своей картине прикалывается, но за его тонкогубой улыбкой скрывается беспредельная любовь к старому Голливуду. Тарантино нарушает временные границы, и в его «Голливуде…» новые звёзды жмут руки уже давно умершим. Это лучшая роль Ди Каприо – так, в принципе, можно сказать о любой его роли, потому что Ди Каприо, на мой взгляд, самый сильный актёр на сегодня. Он так играет актёра, который, в свою очередь, играет злодея, что я вместе киношным режиссёром могу только воскликнуть: «Гениально!». Его напарник, Брэд Питт находится ниже в моём табеле о рангах, но в руках Тарантино и Брэд Питт на высоте.

 

 

Можно шаблонно написать, что Тарантино «воссоздаёт атмосферу того времени», но это не будет правдой, так как те, кто так пишут, никогда той атмосферой не дышали. Нет, правильно будет сказать, что Тарантино создаёт миф о Голливуде того времени. Но ведь миф – это тоже правда, любой человек живёт мифами.

Однако, осталось одно «но». Повод для выражения своей любви к Голливуду Квентин выбрал несколько странный, согласитесь? Тарантино есть Тарантино, кино я наслаждался, но недоумевал весь фильм. Зачем всё это милое дуракаваляние на фоне той ужасной трагедии?

 

 

Конец расставил всё на свои места. Только тогда стал понятен замысел режиссёра. Но чтобы его понять, нужно хорошо знать и проникнуться духом той жуткой истории. Я не случайно начал свою рецензию с «Битлз» и истории ублюдка Чарльза Мэнсона (он, кстати, подобно злому демиургу, почти всегда остаётся за кадром, и в фильме появляется только единственный раз). Мой вам совет ­– не торопись идти на свежего Тарантино неподготовленными. Советую, например, почитать книгу Винсента Буглиози «Вся правда о Чарльзе Мэнсоне» – тогда фильм будет интересней смотреть вдвойне.

Финал меня, циничного кинокритика, растрогал до слёз, серьёзно вам говорю. Браво, Квентин. Ты просил меня не спойлерить, что ж я сдержусь, хотя многое бы мог написать. Одно хочу сказать, Квентин, что ты один из немногих живущих ныне режиссёров, которые способны удивлять.

 

 

Да! И обратите внимание на банку собачьей тушёнки в начале картины. Запомните, это то самое «чеховское ружьё на стене».