Помню первый фильм Федерико Феллини (1920–1993), после которого я в него по-настоящему «влюбился». Нет, это ни его всем известная «Сладкая жизнь», ни популярные «Восемь с половиной» и ни даже его великолепный «Армакорд». Это короткометражка «Тоби Даммит».



«Тоби Даммит» – это последняя часть кинотрилогии «Три шага в бреду», снятой тремя режиссёрами в 1968 году и посвящённой Эдгару Алану По. Все три части, объединённые в одну картину, представляют собой экранизации трёх рассказов великого американского писателя и названы по имени главных персонажей. Это «Метценгерштейн», «Уильям Уилсон» и феллиневский «Тоби Даммит». Из этих рассказов Феллини «достался» не шедевр, рассказ «проходной». Не смею назвать его «посредственным», ведь это мой любимый Эдгар Алан По, автор «Ворона» – тут я не могу быть непредвзятым. Но, всё-таки, надо признать, что «Метценгерштейн» и «Уильям Уилсом» будут покруче «Никогда не закладывай дьяволу своей головы» – оригинальное название короткой новеллы По, которую выбрал Феллини.

Но в кино, как это часто бывает, выходит всё наоборот. Из «Трёх шагов в бреду» шедевром стал последний «шаг» Феллини, который я бы назвал не шагом, а прыжком.

 

 

Когда выступает рок-звезда, всегда перед её выступлением зал «разогревает» какая-нибудь невзрачная команда. В подобной роли и оказались два других режиссёра, Роже Вадим и Луи Маль. Их части не назовёшь плохими, нет. Есть такая оценка – «нормально», хотя, конечно после фильмов из современного проката любое старое кино кажется совершенством. Первые «два шага» представляют собой классическую экранизацию произведения Эдгара По со слегка изменённой фабулой, и их тоже приятно посмотреть. В первой части полно красивых женщин модельной внешности – всем нравятся красивые высокие девушки. А во второй вместе с Бриджит Бордо снимается Ален Делон – на мой взгляд, сильно преувеличенная фигура в истории кино. По мне он всего лишь посредственный актёр с каменно-красивым лицом. Но речь не о нём.

 

 

Но вот, после французских режиссёров на сцену выходит кино-стар Феллини. Что он делает в своём последнем «шаге-прыжке»? Из рассказа По он берёт только имя главного персонажа, а точнее, его голову, которую в конце фильма, согласно оригиналу, дьявол и получает. Действие же Феллини переносит в современность, при этом сохраняя стиль повествования Эдгара По, который часто любил вести свой рассказ от первого лица. И ещё у Эдгара По он забирает его жабо с шарфом, которые надевает на главного персонажа.

Главного героя зовут Тоби Даммит, в его имени легко угадывается – по-видимому, так и задумывалось самим писателем – «to be dammed», то есть «быть проклятым». Феллини интерпретирует это имя буквально – его главный герой будет одержим дьяволом.

 

 

Тоби Даммит – киноактёр, он селебрити, наркоман и алкоголик. Он живёт в безумном мире шоу-бизнеса, и его безумие – цена успеха. Главного героя пригласили на съёмки, ради них он прилетает в Рим. «Это будет первый католический вестерн», – так заявляет встречающий его продюсер, что само по себе сумасшествие, католический вестерн – это абсурд. Но разве в современном мире не возможно всё? И если взглянуть на происходящее несколько отстранённо, то не покажется ли окружающий мир безумным? Феллини передаёт это с помощью своего киноязыка. Уже сразу, в самом начале фильма, в аэропорту Даммит встречает говорящую женскую голову из подвешенного телевизора, и потом она прорифмуется с отрезанной головой в конце.
Герой прилетает в Вавилон – в аэропорту он видит католических монахинь и тут же группу молящихся мусульман. А потом и хасидов, поднимающихся по эскалатору. Один из евреев-ортодоксов, почуяв поблизости дьявола, в ужасе оборачивается на него – этот момент, кстати, позаимствует наш Сокуров в своём «Фаусте».

 

 

Главный герой заплатил за популярность своим рассудком. Он боится яркого света, всё видит в жёлто-багровых тонах, в красках преисподней. Из окон машины он видит современный Рим: роскошное инферно мелькающих огней, безумие автомобилей, шквал гудков, рычание моторов, брань водителей. Колизей показан как декорация вавилонской башни, а круг из автомобилей, стоящих вокруг него, символизирует круги ада. Вообще, всё, что вытворят Феллини с самого начала фильма умопомрачительно! Какая игра с отражениями, какая динамика света, тени, какая цветовая гамма! Как плывёт камера, унося зрителя из сцены в сцену!

Ещё, не будем забывать, оригинальный рассказ Эдгара По включает в себя элемент сатиры, в нём писатель высмеивает некоторых своих коллег. И Феллини в своей дьявольской феерии стебёт своих современников. Многие персонажи из сцены награждения «итальянским Оскаром» имеют реальных прототипов (братья Тавиани, Софи Лорен и Карло Понти). Это сцена шикарная, вот где показана реальная преисподняя! Абсурд происходящего достигает своего апофеоза. Ослепляющий свет софитов, фотовспышки, дым! Парад тщеславия, торжество пошлости, блеск брильянтов и оскалы улыбок – сомнений нет, ты в сверкающем аду, ты в мире шоу-бизнеса.

 

 

Музыку к фильму написал Нино Рота, и тут надо заметить, что фильмы Феллини не были бы фильмами Феллини, если бы не этот композитор. С самого начала своей кинокарьеры великий маэстро работал только с ним, и когда Нино Рота умер, фильмы режиссёра заметно поблекли.

Много, много интересных деталей можно увидеть в этой короткометражке. Замечать их одно удовольствие. Какой там интересный образ дьявола! Дьявол у Феллини – это рыжеволосая девочка, играющая с мячом. У неё локоном всегда прикрыт один глаз – это синоним того, что дьявол хромает на одну ногу. Девочка-дьявол станет в дальнейшем штампом в кино.

А знакомство со своим двойником, появление на пути главного героя фрика и манекена, как свидетельства того, что потусторонний мир близко? А разрушенный мост, через который хочет перемахнуть главный герой, как мост между потусторонним миром и реальностью?

 

 

Ещё в фильме также появляются музыканты группы Битлз и представлена эксклюзивная модель Феррари, сделанная на заказ. Вы же любите «Битлз» и классные тачки? И я люблю дорогие машины. И фильмы Феллини тоже очень люблю.