Недавно Artifex уже рассказывал о гении поп-арта Энди Уорхоле (Andy Warhol), но сейчас речь пойдёт совсем о другом взгляде на его жизнь. Пришло время поговорить о фильме с кричащим названием «Я соблазнила Энди Уорхола».

Трудно сказать, что именно сподвигло российских переводчиков выбрать такое эпатажное имя для картины. На языке оригинала оно звучит просто «Фабричная девушка» (Factory girl). Да и, если начистоту, ни о каком соблазнении знаменитого художника XX века даже речи не шло. Но не будем забегать вперед.

Фильм вышел в 2006 году, но, похоже, так и не нашёл своего зрителя и не смог окупить себя. Надежды режиссёра Джорджа Хикенлупера (George Hickenlooper) не оправдались, и вместо художественного фильма мы получили занимательно снятую биографию Эди Седжвик (Edith Minturn Sedgwick), американской светской львицы, модели и актрисы, сыгравшей в нескольких фильмах Энди Уорхола.

 

 

Образ главной героини не совпадает с традиционным шаблоном американских мелодрам, хотя и не далеко отошёл от него. Эди — молодая, богатая, красивая художница, решившая покорить Нью-Йорк. «Большое яблоко» с удовольствием принимает её в свои объятия, и девушка встречает своего кумира, создателя коммерческого поп-арта, отца американского андерграундного кино и бога потребительского искусства.

Вопреки голливудским штампам между ними не завязывается стремительным роман, зато героев прочно соединяют крепкие дружеские узы. Вероятно, всё дело в самом Энди: его отношение к сексу более чем нейтральное, а всё прекрасное привлекает его лишь с эстетической точки зрения. Неясно, что осталось в душе гения, но создалось впечатление его полной незаинтересованности в отношениях с Эди.

Что ж, девушка не стала настаивать на чем-то, помимо роли музы, и вскоре нашла себе избранника в лице Музыканта. Планировалось, что Хейден Кристенсен (Hayden Christensen) исполнит роль Боба Дилана (Bob Dylan), однако у создателей фильма возник конфликт с рокером. Пришлось в срочном порядке переименовывать героя в Билли Квина (Billy Quinn). В итоге напротив имени Кристенсена в титрах значится безликое «Музыкант».

Избранник Эди — противоположность Энди. Они оба открыто демонстрируют свою неприязнь при встрече, и попытка снять совместный фильм оборачивается катастрофой.



Сам Уорхол представлен в картине странником на распутье. Он уже отрёкся от звания художника и перешёл к новому для себя делу — кинематографу. И здесь, как и в его картинах, проявляется самобытность автора.

«Мы хотим снять плохой фильм. Но сделать это хорошо», — заявляет Энди ещё перед съёмками.

Руки оператора должны трястись, при приближении и отдалении кадр должен терять фокусировку. И, разумеется, Уорхол не говорит актёрам, что делать и как играть, ведь люди ему интересны сами по себе.

Трудно составить какое-либо определённое мнение об Энди, посмотрев всего один фильм. В этом и состоит интерес его личности. Большую часть фильма глаза художника скрыты очками, а оставшаяся часть лица не обременена эмоциями. Уорхол воплощает образ созидающего творца. Но при этом он всячески поддерживает любую нестандартность. Его «Фабрика» открывает двери для всех представителей нью-йоркской богемы: музыкантов, писателей, художников, андеграундных фотографов и режиссеров. Энди даже не всех знает в лицо — а зачем?

Уорхол поистине человек искусства. Если в начале фильма он ещё беспокоится о том, что его картины плохо продаются, то в конце вовсе теряет всякий интерес к деньгам. Его не волнуют материальные ценности, он высмеивает общество своими пустыми банками из-под супа и кока-колы. Энди даже не подумывает о зарплате для актёров, Эди получает 50 долларов, а Музыканту он предлагает и того меньше — 11.

Несмотря на то что главная роль отведена мисс Седжвик, нетрудно догадаться, в чём философия всего фильма. Творчество не терпит предательства, незаменимых нет, а отношения между творцом и музой неприкосновенны. Вот и Энди унижает и вышвыривает Эди из своего окружения, как только та завязывает роман с его недругом. Творческие люди уделяют огромное внимание внутренней составляющей. Деньги и вещи не заменят верности и искренности.

Благодаря талантливой работе оператора, мы видим образ Эди в динамике. Из выпускницы колледжа она превращается в светскую львицу, «суперзвезду», как называет её Уорхол, а затем кубарем скатывается с горы в пропасть наркомании. И для любой ипостаси есть свой тип съёмки: яркая обложка книги под названием «Эди Седжвик», статичная чёрно-белая картинка для проб новенькой актрисы, зерновая пленка для работ Уорхола, рябящее и размытое изображение для опьянения и кайфа, а затем умиротворенное спокойствие и нежность кадра в лечебнице для зависимых.

Сиенна Миллер (Sienna Miller) блестяще справилась с ролью музы Уорхола. Поразительное сходство с Седжвик и живая, искренняя, эмоциональная натура актрисы — залог её успеха. Невозможно оторвать взгляд даже от чёрно-белых кадров, ведь Сиенна на них живёт и дышит, задумывается и отводит взгляд, закуривает и хмурится. И даже почти полное отсутствие сюжета не так сильно бросается в глаза, когда Миллер на экране.

Фильм получился совсем не про Энди Уорхола, но если вас не пугает американская распущенность нравов 60-х годов, то вперёд. Мрачный гений искусства, самоуверенный и чертовски привлекательный рокер, великолепная женщина, вставшая между ними… В общем, Artifex рекомендует!