К 150-летию писателя.

 

 

«Татарский хан» в тюбетейке и восточном халате, отважный офицер, «бродяга» и «бунтарь», написавший «главный бордельный текст русской литературы» — скандальную «Яму»... У Александра Куприна было много масок. Но где же настоящий писатель? Ответ лучше всего искать в его текстах.

Всем своим творчеством Куприн красноречиво доказывал, что самое главное в мире чувство — это любовь. Любви посвящён и один из самых известных его рассказов — «Гранатовый браслет». Почему это вовсе не отчаянная история о мужчине, покончившем с собой из-за неразделенной любви? Как из забавной истории из жизни Куприну удалось создать настоящий шедевр? О чем на самом деле «Гранатовый браслет»?

В основе повести — реальный случай, который потряс Куприна.

 

 

Повесть «Гранатовый браслет» была написана Куприным в 1910 году. Сам писатель признавался, что ничего более целомудренного он еще никогда не писал и даже плакал над своей рукописью.

В основе сюжета «Гранатового браслета» лежит реальная история. Однажды крупный петербургский чиновник Дмитрий Любимов рассказал жене писателя, что некий мелкий почтовый чиновник Жолтиков «с неотступным упорством» преследовал письмами жену Любимова — Людмилу Ивановну. В этих письмах были «не только стихотворные послания, но и прозаический текст с малограмотным объяснением в любви. Подписывал он письмо своими инициалами – П. П. Ж.». Этот Жолтиков даже несколько раз пробирался в квартиру к Людмиле, а однажды прислал ей пасхальный подарок – коробочку, «в которой на розовой вате лежал аляповатый браслет – толстая позолоченная дутая цепочка». Чтобы окончательно пресечь эту историю, муж Людмилы Ивановны и её брат отправились домой к Жолтикову. В дешёвой квартире, в грязноватой комнате, они встретились с очень «невзрачным человеком маленького роста», который растерялся и сильно испугался такого резкого визита. После строгого разговора Жолтиков перестал писать Людмиле письма и, спустя время, женился на другой избраннице.

 

 

Согласитесь, довольно простая история. Однако на Куприна она произвела невероятно сильное впечатление. Писатель говорил своей жене: «Я представляю себе П.П.Ж. Я представляю себе, как мучительно напрягает он свои душевные силы, стараясь преодолеть малограмотность и отсутствие необходимых слов, чтобы выразить охватившее его большое чувство, и как стремится он уйти от своей убогой жизни в мечты о недосягаемом счастье». Взяв за основу этот полуанекдотический рассказ из жизни, Куприн создал поистине трагическую историю о любви, которая выше смерти. Как же это было сделано писателем?

«Из любви сделали тему для грязных, помойных опереток».

 

 

Куприн считал идеалом ту любовь, «для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение – вовсе не труд, а одна радость», любовь, которая «выдерживает всякие испытания, преодолевает все преграды и соблазны, торжествует над бедностью, болезнями, клеветой и долгой разлукой», которая «сильнее смерти» и которая «должна быть трагедией», «величайшей тайной в мире», «единственной, всепрощающей, на все готовой, скромной и самоотверженной». Вот, чем была любовь для Александра Куприна: «высочайшим и самым редким даром Бога». А вовсе не тем низменным чувством, которое нередко приписывают Куприну невнимательные читатели.

 

 

Даже его печально известная нашумевшая «Яма» (1915) — это не просто «анатомия» публичного дома — пространства, чрезвычайно популярного во времена Куприна. Для Куприна здесь важно было показать, во что люди превратили самое прекрасное чувство, необходимо было заговорить о необходимости перемен в обществе, в котором поощрялся порок и выветривалось возвышенное отношение к женщине. Еще в своем «Поединке» (1905) он восклицает с горечью: «Любовь! Кто понимает ее? Из нее сделали тему для грязных, помойных опереток, для похабных карточек, для мерзких анекдотов, для мерзких-мерзких стишков». Куприн — вовсе не литературный порнограф, смакующий натуралистические подробности телесного общения. В его текстах любовь — это главная спасительная сила. Это не эгоистичное, низменное и блудливое чувство, а одухотворяющее и преображающее. Именно о таком чувстве — его «Гранатовый браслет».

Повесть о самоубийце?

Воспринимать «Гранатовый браслет» только как рассказ, где главный герой застрелился от неразделенного, но очень сильного чувства, совсем неверно. Куприна-художника не так уж и интересует этот поступок героя.

 

 

«Гранатовый браслет» — это не история о самоубийце. Это, в первую очередь, произведение о высоком и искреннем чувстве. Главный герой, Г.С. Желтков, чиновник контрольной палаты, высокого роста, худощавый, «с длинными пушистыми, мягкими волосами», «очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посредине», оказывается способным на такую любовь, которая действительно оказалась «сильнее смерти». Куприн показывает, как растет его любовь со временем («семь лет безнадёжной и вежливой любви»). Его чувство претерпело серьёзную трансформацию от «глупых и диких писем» к еще юной барышне Вере до благоговения, вечного преклонения и преданности перед уже замужней княгиней Верой Николаевной Шеиной. Еще когда Дмитрий Любимов рассказывал чете Куприных свою реальную историю, он трогательно заметил, что Жолтиков «так же как и я, любит Милочку, и я не могу за это сердиться на него – я счастливый соперник, и мне его жаль».

 

 

Купринский Желтков – это подлинно трагический герой. Именно его судьбой Куприн хочет показать, что любовь вечна. И только такой конец земной жизни Желткова смог пробудить в душе самой Веры осознание того, что есть настоящее чувство, а не только те несерьёзные любовные истории, которые окружают её саму в повести. Вера понимает, что её жизнь действительно «пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины».

Важно вот что: любовь Желткова дана Вере явно не для того, чтобы она бросила мужа и связала свою жизнь с человеком, целиком состоящим из одухотворяющего чувства. И повесть написана Куприным явно не для того, чтобы читатели печально вздыхали над такой «поразительной» любовью, которая случается раз в тысячу лет. Желтков в повести фигура скорее символическая. Он — олицетворение безусловной и жертвенной любви, свободной от зла, расчёта и корысти. И как в настоящей шекспировской трагедии, так и у Куприна, такая любовь вечная. И Вере дано к ней прикоснуться, понять человека, любившего ее, и измениться самой. Точно так же, как сверкнули камни граната перед её глазами, так и в её сознании начинает многое меняться и переосмысливаться. Гранатовый браслет и письмо любящего ее человека запустили внутренний процесс преображение героини и ее семьи. Как дальше сложится судьба Веры мы не знаем. Финал открыт, и для каждого из нас это прекрасный повод задуматься над тем, для чего ей предназначен был этот человек и для чего в жизни каждого из нас случаются те или иные судьбоносные встречи.

«Да святится имя Твое».

 

 

Один из ключевых эпизодов «Гранатового браслета» – признание в любви Желткова княгине Вере Николаевне в форме письма: «Я не виноват, Вера Николаевна, что Богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам. Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей — для меня вся жизнь заключается только в Вас (...) Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете. Я проверял себя — это не болезнь, не маниакальная идея — это любовь, которой Богу было угодно за что-то меня вознаградить. Уходя, я в восторге говорю: «Да святится имя Твое» (...) От глубины души благодарю Вас за то, что Вы были моей единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью. Дай Бог Вам счастья, и пусть ничто временное и житейское не тревожит Вашу прекрасную душу. Целую Ваши руки. Г. С. Ж.»».

 

 

В этом письме мы видим слова «Да святится имя Твое», что нас отсылает к молитве «Отче наш», которую дал Иисус Христос своим ученикам в ответ на просьбу научить их молитве. Важно, что именно в последней главе, где звучат мотивы смерти, прощения и воскресения, появляются эти молитвенные слова. Этот тот случай, когда церковная молитва, входя в литературный текст, получает дополнительный оттенок звучания. Это не только указывает на возвышенность любовного чувства героя, но и показывает глубину образа самой героини, которая, конечно, не просто так названа Куприным Верой и которая здесь, в повести, явилась олицетворением духовного идеала, вместилищем и адресатом самого высокого чувства. И такое молитвенное объяснение героя не лишний раз демонстрирует нам, читателям, что «Гранатовый браслет» — это совсем не одна из самых обречённых и печальных историй в русской литературе, а настоящий бессмертный гимн такой же бессмертной любви талантливого русского писателя.

 


Автор: Занегина Ася

Использованная литература: О.Н. Михайлов «Жизнь Куприна», Миленко В.Д. «Александр Куприн» (Жизнь замечательных людей), Шевцова Л.И. «Аксиология любви в рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет», Горшкова Л.И. «Языковые средства реализации жанра молитвы в рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет».