Как современные творцы взращивают свои произведения на творениях Уильяма Шекспира, так сам великий драматург часто находил своих героев в текстах античных авторов. Так, среди «Сравнительных жизнеописаний» Плутарха и «Истории от основания города» Тита Ливия нашелся неистовый грозный Кай Марций Кориолан.
Уильям Шекспир – великий мастер в создании персонажей, обуреваемых сомнениями. Герои его произведений сталкиваются с непростым выбором, искушением и принимают неоднозначные, тяжелые решения, в дальнейшем сталкиваясь с их последствиями. Среди созданного им пантеона обособленной глыбой стоит непоколебимый и уверенный Кориолан - герой и предатель Рима.
Кай Марций – лев в людском обличии. Он был вскормлен весьма честолюбивой матерью Волумнией. Ему, единственному своему сыну, она с детства позволяла искать опасности, а с ними – славы. Ее сын был рожден для чести, рожден стать знаменитым воином, и в шестнадцать лет она отправила его на жестокую войну с тираном Тавридием, откуда тот вернулся в шрамах и с дубовым венком на голове.
— А что, если бы он погиб на войне? Что тогда? – спросит у нее наивная молодая жена Марция, Виргилия.
— Тогда сына заменила бы мне его добрая слава, и в ней я обрела бы потомство, — ответит ей мать.
Битвами и войнами множилась слава Кая Марция, когда на Рим поднялось непримиримое племя вольсков, прорубаясь сквозь врагов, он первым взял их столицу – Кориолы, за что и получил когномен «Кориолан».
В его руке дух смерти воплощен:
Чуть ею он взмахнул — и враг сражен.
Акт II, сцена 1
Возвышаясь над всеми другими своим мужеством и силой, Кориолан презрительно относится к народу. Рим, раздираемый внутренним конфликтом патрициев и плебеев, охвачен бунтами и недовольством, вооруженные толпы по обоим берегам Тибра двигаются к Капитолию и требуют хлеба, требуют зерна, укрываемого патрициями. Герою, выковавшему себя в борьбе, требования бедняков кажутся низкими и недостойными. Он гнушается их, не обладающих силой и доблестью, и в ответ получает ненависть.
Народ ненавидит Марция, за гордыню, за надменность и презрение, ненавидит лютой злобой, несмотря на все подвиги и победы. И им никогда не понять друг друга.
Что нужно вам, дворнягам,
Ни миром, ни войною недовольным?
В вас страх война вселяет, наглость - мир.
Чуть в вас поверь, так вместо лис и львов
Найдешь гусей и зайцев. Вы надежны,
Как угли раскаленные на льду
Иль градины на солнце. Вы привыкли
Караемых злодеев обелять,
Черня закон карающий. Полны вы
Враждою к тем, кто дружбой славы взыскан.
Желанья ваши - прихоти больного:
Чего нельзя вам, вас на то и тянет.
Кто ищет в вас опоры, тот плывет,
Плавник свинцовый прицепив, иль рубит
Тростинкой дуб. Безумье - верить в вас,
Меняющих ежеминутно мненья,
Превозносящих тех, кто ненавистен
Был вам еще вчера, и поносящих
Любимцев прежних!
Акт I, сцена 1.
Апогеем этого столкновения становится форум, когда Марций, избираемый за заслуги в консулы, вышел к народу, готовый опуститься до просьбы к людям и готовый к порицанию. Но опытные демагоги из плебеев, быстро выводят его из себя, и герой взрывается яростью, за что его изгоняют из Рима.
Изгоняют за то, что он не захотел притворяться, не захотел надеть маску смирения, не захотел потворствовать переменчивому настроению толпы, а остался прямодушным, жестким и бескомпромиссным воином. Но даже всех его заслуг перед государством оказалось недостаточно, чтобы остаться самим собой перед народом.
Быть может, в том была повинна гордость,
Которая нас портит в дни успеха,
Иль вспыльчивость, которая мешает
Использовать разумно цепь удач,
Иль то, что от рождения ему
Присущи непреклонность и упорство,
Из-за которых на скамьях сената
Он шлема не снимал и оставался
В дни мира столь же грозен, как в бою.
Из этих свойств любого (обладает
Он ими всеми, хоть не в полной мере)
Довольно, чтобы на себя навлечь
Изгнание и ненависть народа.
Акт IV, сцена 7.
Обуреваемый гневом и утопая в собственной гордости, Кориолан покидает город и переходит на сторону вольсков.
И Рим содрогается. Возглавляя армию вольсков, Марций начинает топить в огне окраины. Его навыки и опыт не оставляют шансов легионерам. Трибуны, так сильно желавшие его изгнания, опасавшиеся тирании, теперь в полной мере осознают, что своей недальновидностью поставили под угрозу само существованию Рима.
Патриции в панике шлют Каю Марцию переговорщиков, его бывших командиров и друзей. Но тот не желает говорить. Кориолан отказывается от своего имени и от своей памяти и поглощен лишь всепожирающей местью.
Войско, покорив окраины, приближается к стенам Рима, близится решающий момент. Здесь его встречает мать. Волумния, годами закаляя и воспитывая героя и повелителя для Рима, с ужасом смотрит, как он обернулся разорителем и врагом. Вложив столько мужества в своего сына, она совсем позабыла наделить его человечностью. И изо всех сил взывая к его чувствам, стоя на коленях, единственной преградой между ним и Римом, она умоляет его отступиться. Это роковое обстоятельство. Волумния убеждает непреклонного Кориолана и это обрекает его на гибель. Недовольные вольски разрывают предателя на куски.
Он был велик, но все его деянья
Последнее из них свело на нет.
Акт V, сцена 3.