Есть в современной журналистике такой формат подачи информации как инфотеймент. Этот термин происходит от объединения двух слов information (информация) и entertainment (развлечение), то есть он означает подачу информации через развлечение. Именно этим методом и «вооружился» писатель Лев Данилкин, чтобы в своей книге «Пантократор солнечных пылинок» раскрыть такую историческую личность, как Владимир Ильич Ленин.

 

 

Для тех, кто родился в Советском Союзе и успел побывать хотя бы пионером, как-то непривычно осознавать, что сейчас множество молодых людей пионерского возраста при слове «Ленин» впадают в ступор и морщат свои гладкие лбы в попытке вспомнить, кто это такой (или что это такое). Боже мой, да они не знают, кто такой Ленин – вот несчастные, счастливые (нужное подчеркнуть) люди!

Раньше с популярностью у Ильича проблем не возникало. В детстве все читали рассказы о нём типа «однажды Ленин и ребята собирали лисички, кто собрал лукошко, кто пол-лукошка, но самые вкусные лисички были у Владимира Ильича». А в вузах поступивших абитуриентов ждал обязательный предмет в виде «Истории КПСС», где слово «Ленин» в течение учебного часа употреблялось так же часто, как сейчас на лекции студенты заглядывают в свои айфоны. И попробуй ты потом этот курс не сдать!

 

 

«Истории КПСС» уже давно нет в учебной программе, как нет «Политэкономии социализма» и «Научного коммунизма», и книга Данилкина предлагает часть материала этих скучных ещё в то время курсов пройти весело и быстро. Для сегодняшней молодёжи на примере торговой интернет-площадки aliexspress Данилкин объясняет принцип действия ленинского государства-утопии, а философский труд «Материализм и эмпириокритицизм» делает на нескольких страницах простым и доступным, формата «для чайников». Книга полна аллюзий на современные фильмы и игры, всуе упоминаются имена Гарри Потера и доктора Стренджа. И кого там только нет! Данилкин настолько оригинален в подаче информации, что у него могут через запятую следовать Сталин, Гитлер и - прости, Господи! - Божена Рынски.

 

 

Но читая книгу, без словаря не обойтись. В поисковик интернета лезешь сразу же, чтобы узнать кто такой (что такое) Пантократор, причём тут Ленин и солнечные пылинки.

У книги богатый лексикон, и нужно обладать определённым тезаурусом или быстрым вайфаем, чтобы насладится изяществом некоторых метафор и сравнений. «Пантократор...» полон и интересной побочной информации – можно, например, узнать, что Франц Кафка изобрёл строительную каску.

Советские историки надёжно забальзамировали Ленина, сделали его «священной коровой» и замуровали в Мавзолей, поэтому в советское время он представлялся либо железобетонным памятником на центральной городской площади, либо огромной белой головой, обозревающей холл среднестатистической школы. После распада СССР, в 90-е, крен пошёл в другую сторону – Ленина, наоборот, демонизировали, представили маньяком и исчадием ада. Редко кто пытался разобраться в мотивах Ленина в то или иное время, редко кому удалось найти в нём человека, а не мифическое существо. Нужно иметь незамутнённый пропагандой взгляд, обладать отвагой и недюжинным остроумием, чтобы раздвинуть могильные плиты истории, извлечь и отряхнуть от нафталина Ленина, сделать его живой, интересной личностью, и оживить людей, которые его окружали, которые тоже зацементели в советских названиях не переименованных улиц, проспектов, площадей.

 

 

И Лев Данилкин проделал эту колоссальную работу. Он объездил все (!) места, где побывал Ленин, перелопатил 55 томов его полного собрания сочинений, прочитал множество воспоминаний о нём, проанализировал добрую сотню сопутствующих книг. И получилась в итоге не нудная линейная биография, а «архи интересное» чтиво, семисот восьмидесяти страничная тарантелла по ленинским стоянкам, трудам и датам, полная художественных отступлений, зарисовок, размышлений, неожиданно заканчивающая детективной развязкой и звонким ленинским смехом.

Благодаря Данилкину можно опять поднять на гора старый советский лозунг: Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить!