«Цель жизни — стать произведением искусства».
Оскар Уайльд
Когда речь заходит об искромётных афоризмах, мне на ум приходит только одно имя — Оскар Уайльд (1854-1900). Это признанный мастер короткой и колкой мысли, подчас кажущейся бессмысленной, но в то же время не лишённой своей глубины. Но с этим именем ассоциируются не только маленькие едкие цитаты. Уайльд создал новую эстетику и новое отношение к Искусству и Красоте. И я неспроста написал эти слова с большой буквы.
Скажу даже больше: Оскар Уайльд посвятил себя служению Красоте, а всю свою жизнь он превратил в одно большое произведение искусства. Стоит признать, что произведение это было наполнено как молниеносными взлётами, так и сокрушительными падениями. Оно было вычурным и эпатажным, но не лишённым тонкого английского юмора и парадоксов, без которых этот писатель попросту не мог жить.
Родился Оскар Уайльд 16 октября 1854 года в Дублине. Собственно, в Ирландии прошло всё его детство и юность. В школе он отличался быстрым чтением, знанием языков и непревзойдённым чувством юмора. Кстати, окончил он её с золотой медалью, что и помогло ему при поступлении в дублинский Тринити-колледж, в котором он учился не менее блестяще. Так же отлично он учился и в Оксфорде, в который он перешёл, удостоившись стипендии.
Когда читаешь о превосходных результатах обучения Уайльда, на лице возникает улыбка. И не потому, что это само по себе забавно, вовсе нет. Просто вспоминается один из его афоризмов, который можно найти в «Изречениях и поучениях для молодых людей»:
«Экзамен… Это когда дураки задают вопросы, на которые умным людям, в сущности, нечего ответить».
Как видно из этих слов, писатель относился к обучению скорее играючи, нежели серьёзно. И неудивительно. Он был занят другим. Уайльд разрабатывал свою новую философию, которой он будет придерживаться всю свою оставшуюся жизнь. Это была философия служения Красоте и Искусству.
В этом на него повлиял Уолтер Пейтер (1839-1894) и Джон Рёскин (1819-1900), лекции которых он слушал в Оксфорде с наибольшим интересом. Последнего он чуть ли не боготворил. Однако, эстетическая теория Рёскина опиралась на мораль. По его мнению, истинная красота и искусство должны воплощать высокие моральные ценности и никак иначе. Уолтер Пейтер же так не считал. Он не связывал этику с эстетикой, Пейтер проводил между ними чёткую грань.
В итоге Оскар Уайльд всё-таки примет точку зрения Уолтера Пейтера. Он даже писал:
«Мы, представители школы молодых, отошли от учения Рёскина… потому что в основе его эстетических суждений всегда лежит мораль… В наших глазах законы Искусства не совпадают с законами морали».
Но собственное мнение об искусстве и красоте Оскар Уайльд выразил позже в предисловии к своей главной книги «Портрет Дориана Грея» (1890). Например, по мнению Уайльда:
«Те, кто способен узреть в прекрасном его высокий смысл, — люди культурные. Они не безнадёжны. Но избранник — тот, кто в прекрасном видит лишь одно: Красоту».
И он видел её. Мало того что он её видел, он создавал Красоту ради неё самой. Не ради высокоморальной изощрённой мысли, но просто ради самой себя. Уайльд, конечно, признаётся в следующем:
«Всякое искусство совершенно бесполезно».
Однако, для него в этом и есть вся ценность истинного Искусства. Бесполезный — не значит никчёмный. Просто понятие и критерии пользы как таковой по отношению к искусству не должны применяться. Также он пишет:
«В сущности, Искусство — зеркало, отражающее того, кто в него смотрится, а вовсе не жизнь. Если произведение искусства вызывает споры — значит, в нём есть нечто новое, сложное и значительное».
Можно даже сказать, что это было своего рода программой для культа эстетизма, которую он впоследствии использовал для возведения Красоты в ранг религии. Именно искусство, по мнению Уайльда, должно занимать центральное место в жизни каждого человека. Даже познавательная функция должна быть отдана в первую очередь искусству и никак иначе. К сожалению, такое возвеличивание культа Красоты потом сыграет с ним злую шутку, но об этом позже.
До того рокового момента он воплощал в жизнь всю свою программу в полной мере. Даже слова о том, что настоящее произведение искусства вызывает споры, тоже сыграли свою роль в непростой жизни Оскара Уайльда. Он сочетал в себе эстетство и провокацию. Его отличал безупречный внешний вид, и приезжал Уайльд только на безукоризненных каретах. В обществе он козырял остроумием и своими знаменитыми афоризмами, которыми ставил в тупик лучших людей того общества. Более того: люди боялись попасть ему на язык, настолько он был ироничен и язвителен.
Я не зря вывел в эпиграф слова Уайльда о том, что целью жизни является превращение себя в произведение искусства. Ведь у него превосходно получалось это делать, с учётом его подхода к Красоте и Искусству. Только вдумайтесь: даже поэт Уильям Йейтс, после его приглашения на ужин в дом Уайльда в Челси, как-то сказал:
«Я тогда подумал, что безупречная гармония, коей наполнена жизнь Оскара с красивой женой и двумя маленькими детьми, создаёт впечатление изысканной художественной композиции».
Уайльд зашёл так далеко, что в обществе начали высмеивать его увлечённость собственной идеей Красоты. Газеты публиковали карикатуры на писателя, подмечая его эксцентричные костюмы и галстуки, томные позы и цветы. Но со стороны складывалось впечатление, будто его это даже подпитывало. Это был истинный эпатаж.
Но всё веселье и эстетика закончились вместе с судом над Оскаром Уайльдом в 1895 году, на котором его обвинили в разврате, богохульстве и многом другом. В частности, критике подверглась его идея возвести Красоту в ранг религии, поскольку общественность посчитала это кощунственным.
Вообще, судебное разбирательство поначалу очень забавляло Уайльда. Он даже сам взял на себя роль адвоката, что оказалось колоссальной ошибкой. Да, он блистал остроумием, отвечая на вопросы обвинения, однако искромётные ответы и превосходное чувство юмора не спасли писателя. Даже в конце всего действа Уайльд не удержался от горькой шутки. Судья, завершая заседание, проговорил: «Это самое дурное дело, в каком я участвовал». На что писатель лишь ответил: «А я?». Оскара Уайльда приговорили к двум годам каторжных работ.
После приговора он прожил ещё пять лет. Тюрьма сильно его потрепала — условия содержания заключённых были невыносимыми. После освобождения Оскар Уайльд переехал во Францию. Он жил на деньги, которые регулярно высылала жена вместе с письмами. Видеться она с ним не желала.
Во Франции Уайльд написал последнее своё произведение — «Баллада Редингской тюрьмы» (1898). Поэма основана на воспоминаниях писателя о тюремном заключении и наполнена чувством вины, раскаянием и глубочайшей печалью.
Если и говорить о жизни Оскара Уайльда, как о произведении искусства, то мне она напоминает греческую трагедию. Она была громким, ярким празднеством, которое неминуемо приближалось к катастрофе.