Для чего люди создают произведения искусства? Причин может быть множество, но всегда есть особая группа людей, которые творят ради самого акта творения. Они готовы долго и кропотливо работать над своим произведением и над своими навыками, чтобы создать нечто совершенное. Порой даже свою жизнь они выстраивают по такому принципу — искусство ради искусства.

Французский поэт Шарль Бодлер (Charles Baudelaire) принадлежит именно к этой группе творцов. Более того: благодаря своему отцу, Франсуа Бодлеру (François Baudelaire), он с раннего детства окунулся в мир искусства. Они вместе посещали выставки в музеях, знакомились с художниками. Но внезапно идиллия закончилась — в 1827 году отец поэта умер. Шарлю на тот момент было всего шесть лет.

 

 

И когда кажется, что хуже быть уже не может, судьба подбросила новое испытание для юного Бодлера. Мать поэта, Каролина Дефаи (Caroline Dufaÿs), спустя год после трагедии вышла замуж за полковника Жака Опика (Jacques Aupick). Люди с тонкой душевной организацией редко уживаются с суровыми военными. Так произошло и в отношениях между пасынком и отчимом — Шарль Бодлер возненавидел полковника Опика всем сердцем. Ненависть была настолько сильной, что намного позже в 1848 году во время революционных событий в Париже, Шарль Бодлер призывал убить, ставшего к тому моменту генералом, Жака Опика. К слову, изначальная неприязнь была взаимной, и в одиннадцатилетнем возрасте поэта отправили в лионский интернат.

 

 

Эти события наложили отпечаток на жизненный и творческий путь Шарля Бодлера. После возвращения из Лиона в Париж он окунулся в бурную жизнь ночного города. В Монмартре — месте сосредоточения всей богемы Парижа и не только — Бодлер с головой ушёл в творчество и распутство. Непонимание и отторжение матерью литературных амбиций поэта также повлияли на его становление. Тоска, разочарование и меланхолия становятся верными спутниками Бодлера. Его современник и друг Жюль Бюиссон (Jules Buisson) говорил:

«Бодлер обладал весьма чувствительной, тонкой, своеобразной и нежной душой, давшей трещину при первом же столкновении с жизнью».

Поразительная по силе рефлексия отравляла его жизнь, но вместе с тем позволяла создавать настоящие шедевры литературы. Опыт, который он получил в богемной среде, в совокупности с общим мрачным мироощущением позволили ему создать скандальный сборник стихов «Цветы зла» (Les Fleurs du mal), который был выпущен в 1857 году. Сборник тогда произвёл фурор в европейском обществе. По поводу первого издания даже начался судебный процесс, в результате которого поэта оштрафовали за нарушение норм общественной морали, а шесть наиболее непристойных стихотворений пришлось убрать из сборника.

 

 

Искусство, по мнению Бодлера, существовало исключительно ради создания всё большего художественного совершенства. Это прекрасно видно по «Цветам зла». Можно даже сказать, что искусство в нём стоит по ту сторону добра и зла. Шарль Бодлер создаёт новую непривычную эстетику декаданса, у которой была масса противников. Сборник можно даже назвать контркультурным для того времени. Это поистине было выражением искусства ради самого искусства в отрыве от ханжеской морали буржуазного общества.

 

 

Кстати, в 1857 году в статье «О некоторых французских карикатуристах» (Quelques caricaturists français) он с осуждением писал, что для людей не сведущих в этом

«искусство – это, прежде всего, искусство угождать».

Как правило, так он отзывался о буржуазии, которая, по его мнению, всегда восхищалась художественными произведениями невпопад, не понимая ровным счётом ничего. Это касалось любого творчества. Бодлер считал, что именно буржуазные восторги, а вместе с ними и

«денежные подачки и аплодисменты поклонников поощряли эту плачевную манию, которая делает из человека безвольную куклу, а из писателя — опиомана».

Всё это убивало истинное творчество, заставляло художников, поэтов и писателей создавать произведения в угоду массам. Для Бодлера это было сравнимо с проституцией. Поэтому он и не пытался создавать нечто привычное для буржуазного сознания середины XIX века. Творец совершенствуется и оттачивает свои умения, выходя на другой уровень понимания прекрасного. Вследствие этого, понят он был тоже не всеми. Судебный процесс вокруг «Цветов зла» тому в подтверждение.

 

 

Кроме того, Шарль Бодлер был ярым противником технического прогресса, поскольку он, по его мнению, убивал искусство. Например, об изобретении фотоаппарата он отзывался так:

«В наше прискорбное время родился новый вид техники, который немало способствовал внедрению и укреплению нелепых понятий и уничтожению остатков возвышенного в мироощущении французов».

Всё дело в том, что Бодлер был противником того, чтобы промышленность вмешивалась в искусство. Для него возникновение фотоаппарата означало, что люди попросту перестанут ценить искусство художника, поскольку каждый отныне мог в доли секунды запечатлеть захватывающий пейзаж или любимого человека. В чём тогда смысл художника? Где же тут место для искусства ради искусства?

 

 

Творчество для Шарля Бодлера было чем-то большим, чем простое создание рядового художественного произведения или снимка реальности. В своём стихотворении «Гимн Красоте» (Hymne à la Beauté) поэт показывает, что красивое можно найти в чём угодно, будь то действительно привлекательное или просто отталкивающее. Произведение заканчивается следующими словами:

«Ты Бог иль Сатана? Ты Ангел иль Сирена?
Не все ль равно: лишь ты, царица Красота,
Освобождаешь мир от тягостного плена,
Шлешь благовония и звуки и цвета!»

(Перевод Эллиса)

Читая это, мы делаем вывод, что лишь на пути истинного искусства можно приблизиться к восприятию Красоты любого порядка. Вот, какова его задача. И для этого надо лишь начать творить.