Мир вокруг нас меняется с такой стремительностью, что мы не только не успеваем осознавать происходящие процессы, но и забываем о главном – о самих себе. И это замечательным образом продемонстрировал Виктор Пелевин в своём, с позволения сказать, попкультурном романе «Поколение “П”» (Generation П).

Современные глобализационные процессы, с одной стороны, делают нашу жизнь проще и разнообразнее, а с другой – способствуют кризису самоидентификации личности. Всё это нашло отражение в романе «Поколение “П”», где главные герои не узнают прежние места не потому, что они формально изменились, а потому, что потерялось само содержание, сама суть, аутентичность.

Парадокс, но виртуализация реальности не дополнила, не расширила её возможности, а превратила окружающее пространство в искусственную среду. Мы с удивлением обнаруживаем, что у каждого оригинала есть подлинники. Причём двойники со временем полностью заменяют оригиналы, и никто уже не может опознать, где копия, а где – подлинник.

 

 

Ничего не напоминает? Конечно, мы не раз сталкивались с примерами антиутопий, где каждая личность находится под максимальным контролем, а информации вокруг столько, что разобраться во всём не представляется возможным. И если бы проблема была только в том, чтобы разобраться.

Дело в том, что даже сейчас мы нередко сталкиваемся с тем, что на первый план выходит не творческий оригинальный подход, а шаблонное копирование (чаще всего иностранных) идей и образов. У Пелевина это очень хорошо показано на примере создания рекламных роликов: создаются стереотипные образы конкретных объектов, которые уже заложены в массовом сознании.

 

 

Даже взять само название романа: вы не задумывались, почему английское «generation» сочетается с русской буквой «П»?

В виртуальном мире рассматриваемого произведения доминирует воспроизведение (да-да, именно как производстве товаров) новых поколений, сознанием которых манипулируют различные СМИ и телевидение.

Отлично показан момент, когда больше не важны искусство и эстетическая ценность, история: для удовлетворения потребностей достаточно иллюзии. За определённую сумму денег можно приобрести, например, красивый вид за окном и желаемые погодные условия. Остальные факторы не важны, хотя ты это на самом деле не обретаешь, всё это всего лишь рисунки. Так искусство заменяется искусственностью.

 

 

Способ создания рекламных видеороликов главным героем романа – «Поколение “П”» – также никоим образом не связан с духовностью и высшими идеалами. Да, некоторые авторы мировых шедевров действительно использовали допинг, вызывающий галлюциногенные эффекты, но индивидуальность всегда считывалась. В романе Пелевина по-другому: дополнительная физическая стимуляция приходит лишь к дефектам вроде дисфункции речи. И, что примечательно, именно дефекты, а не талант, оригинальность и другие качества, формируют тот самый «оригинальный» продукт.

Не обошёл стороной Пелевин и комплекс стереотипов и стандартов, с помощью которых жители виртуального мира выражают собственный статус. Индустрия развлечений стала настолько примитивной, что людям достаточно посмотреть рекламу газированного напитка, чтобы посчитать себя значимым членом общества. Ведь если ты пьёшь что-то другое, то считаешься отсталым от современных тенденций и не можешь быть серьёзно воспринят окружающими. Тоже знакомо, не правда ли?

И всё-таки возникает вопрос: а прав ли Пелевин? Не искажает ли он сам художественный мир? Здесь, как и во многих других произведениях, нет однозначности. Но если вы ознакомитесь с содержанием «Поколения “П”», то обязательно найдёте моменты, после которых скажете вслух или про себя: «да, ведь действительно недалеко от этого ушли», «а вот тут было ловко подмечено». Хотя правда и реальность, безусловно, у каждого свои.

 


Автор: Игорь Шарапов