Стали бы вы передвигаться по городу на лошадях, когда уже изобрели автомобили? Наверное, нет – медленно, неудобно, зловонно. Зато так романтично и по старинке…
Фотограф Джерри Уэлсман (Jerry Uelsmann) использует в своём творчестве такую вот неудобную, но проверенную «упряжку»: тёмную комнату, плёнку и «древние» способы проявки изображений. Это вместо быстрого и тюнингованного «Феррари» - цифры и фотошопа. Почему? Потому что эстетично, изящно и загадочно.
«Я с симпатией отношусь к текущей цифровой революции, и меня поражают визуальные возможности, которые дает использование компьютера. Тем не менее я чувствую, что мой творческий процесс остается неразрывно связан с алхимией темной комнаты», - говорит этот чудак.
И всё бы ничего, снимай этот романтичный господин красивых леди или их чудесных малышей. Но в своей потайной комнате он держит поистине хогвартский набор чародея – иначе как объяснить появление тех фантастических и сюрреалистических картин, которые он благоговейно выносит из этого помещения?
Современные гении для создания таких ребусов часами колдуют над своими прокачанными макбуками с последним программным обеспечением. А этот почтенного возраста мастер вооружается семью увеличителями – и вуаля! – реки превращаются в обнаженные женские тела, на дорогах появляются пухлые губы, а замки из песка возникают прямо на полу гостиной.
Для фотографа главное - не необычная картинка, а идея, которую она несёт. Так что все эти губы-руки-облака скомпонованы вместе не из-за удобства и причуды - во всех изображениях есть смысл. Кстати, Джерри гордо носит звание пионера фотомонтажа, ведь всё это волшебство он начал творить ещё в конце пятидесятых - именно тогда он создал свой первый коллаж.
Фотографией Джерри Уэлсман увлёкся в 14 лет. С тех пор фотоаппарат стал для него так же важен, как тренажер для заядлого «качка». В старших классах школы он был ассистентом свадебного фотографа, затем поступил в институт, чтобы стать фотографом-портретистом. Работа вполне могла бы стать для него обычным ремеслом, в котором нет никакой магии. Наверное, поэтому Уэлсман отклонился от выбранного пути и свернул в сторону сюрреализма, на ту самую тропу, по которой ранее шли Дали и Магритт. Примечательно, что первые работы, которые он привез в Нью-Йорк, были удостоены следующего комментария:
«Очень интересно, но при чем тут фотография?»
Нет смысла перечислять огромное количество наград и премий маэстро, ведь он является членом Королевского фотографического общества Великобритании и считается одним из десяти наиболее значительных фотографов XX века. Уэлсман преподает в университете и до сих пор работает в своей таинственной комнате. Мастер создает около 100 коллажей в год, а затем придирчиво выбирает из них всего лишь десяток самых интересных.
Джерри Уэлсман считает себя последователем двух других культовых и необычных фотографов - Робинсона и Рейландера. Они тоже комбинировали изображения различных фрагментов фотографий, но Уэлсман сделал этот приём куда более сложным и изящным. Говорят, что он фотографирует очень и очень много, практически без разбора, чтобы в его творческих архивах был неиссякаемый запас, как у хозяйственного хомяка. Чужими же негативами мастер принципиально не пользуется.
Кстати, родоначальником сюрреализма в фотографии можно назвать Филиппа Халсмана, который в 1948 году сделал знаменитую серию работ «Прыжок». На одном из снимков изображен другой маэстро сюрреализма - Сальвадор Дали. Как видите, фотосюрреализм начал развиваться параллельно с традиционным - живописным - сюрреализмом. Это очень примечательный факт, так как обычно фотография по понятным историческим причинам «не успевает» за живописью. Кстати, это повод возвратиться к нашим лошадям и «Феррари», потому что сравнение уместно и здесь. Получается, что сюрреалистическая живопись – это езда в карете, а фотография – лихачество на спорткаре. А что ближе именно вам?