«По-настоящему художника хвалят только тогда, когда при виде его творения забывают о нем самом»

Надпись на одной из работ Карла Вальдмана.

«Матисс» кисти Элмира де Хори или «Синьяк» от Марка Ланди? Увы, подделками известных художников сегодня никого не удивишь. Истории известны десятки случаев фальсификаций предметов искусства, когда мошенникам удавалось обвести вокруг пальца даже самых опытных экспертов. Но что, если «подделать» самого художника? С подобной загадкой о якобы несуществующем дадаисте Карле Вальдмане (Karl Waldmann) не так давно столкнулись в Германии.

 

Начиналось все вполне безобидно. В конце 80-х годов XX века некий французский журналист и по совместительству тонкий ценитель искусства, имя которого нигде не указано, совершенно случайно наткнулся на серию картин на одном из блошиных рынков немецкой столицы. А может быть, Польши — тут источники расходятся. Практически все работы (их оказалось около 1200) являлись коллажами. Часть из них была подписана инициалами K.W., другая — именем и фамилией автора — Karl Waldmann.

Предположительно, найденные произведения были созданы в первые десятилетия XX века. Большинство ранних работ Вальдмана — это абстракции с характерным использованием цветовых сочетаний и геометрических форм, призванные вызвать у зрителя разнообразные ассоциации. Более позднее творчество художника проникнуто идеями дадаизма, а иногда и вовсе граничит с сюрреализмом. Среди излюбленных героев художника — политические лидеры разных стран, известные общественные деятели, актеры театра и кино.

О личности самого Карла Вальдмана за прошедшие тридцать лет удалось узнать не так много. Однако это не помешало успеху коллажей, принесших художнику славу «вновь открытой» звезды немецкого дадаизма и конструктивизма. Работы Вальдмана стремительно разошлись по музеям и аукционам Германии, а некоторые из них попали в собрание Галереи современного искусства в Дрездене (Kunsthaus Dresden), где, как считали до недавнего времени, родился и жил художник. Эти же работы приняли участие в выставке «Пограничные предметы» (Künstliche Tatsachen — Boundary Objects), организованной галереей летом этого года.

Тогда-то в истории и начали обнаруживаться первые несоответствия. Один из посетителей выставки, профессиональный ценитель искусства по имени Марсель Флейс (Marcel Fleiss), француз, попытался выяснить подробности биографии Карла Вальдмана. Сделав запрос в городском архиве, Флейс оказался весьма озадачен: человек по имени Карл Вальдман никогда не рождался и даже не регистрировался в Дрездене. Его имени не обнаружилось и в документах за годы предположительной жизни. Да и после «открытия», в конце 80-х, о нем также не было никакой информации.

Однако Флейс не сдавался — свойственная его профессии щепетильность и природное любопытство не давали ему покоя. Он обратился к коллегам из Дрездена, но и тут оказался тупик — местные деятели искусства утверждали, что никогда не слышали ни о каком Карле Вальдмане. Его имени не оказалось и в литературе по истории живописи. Наконец, Флейс решился довериться науке и провел химический анализ бумаги, использованной автором. Результаты были более чем неожиданными: выяснилось, что ее начали использовать лишь с 40-х годов, в то время как работы Вальдмана выдержаны в стиле, характерном для более раннего времени.

Внезапные новости лишили сна не только Флейса, но и работников Дрезденской галереи. Беспокойство сотрудников вызывали все новые вопросы, возникавшие вокруг личности художника. В августе в музее собрали целую пресс-конференцию, назвав ее «Делом Карла Вальдмана» (Fall Karl Waldmann). По одной из выдвинутых версий, Вальдмана сочли целым арт-проектом, использующим мистификацию в качестве главного художественного приема. Позже, уже в сентябре, на сайте галереи появилось сообщение о снятии коллажей с выставки до выяснения точной информации об их авторе.

В конце концов, дошло и до полиции. Один из «счастливых» обладателей работ художника — некий арт-дилер, имя которого не разглашается — посчитал себя обманутым и подал заявление о мошенничестве, по факту которого возбудили уголовное дело. Между тем, все внимание обратилось к Паскалю Полару (Pascal Polar) — бельгийскому галеристу и главному продавцу работ Вальдмана. Полар настаивает на существовании немецкого дадаиста и не сомневается в подлинности его работ. «Я не понимаю, что сейчас расследует полиция», — заявил он в интервью одной из немецких газет.

Примечательно то, что помимо выставок Полар также является одним из членов управляющего комитета «Музея Карла Вальдмана» (Karl Waldmann Museum), занимающегося «кропотливым и плодотворным» изучением наследия художника. Казалось бы, вот куда можно и нужно обращаться со всеми вопросами, возникшими вокруг загадочной личности художника. Но вот незадача — на сайте музея сказано, что пока он существует лишь виртуально, а значит, не имеет собственного здания и физического адреса.

В данный момент расследование продолжается, и немецкая полиция отчаянно пытается разобраться в этой запутанной истории, вопросов в которой явно больше, чем ответов. По одной из версий следствия, за личностью Карла Вальдмана скрывается целая группа мошенников, которой, как предполагают, долгое время удавалось дурачить музеи и аукционы страны, снабжая их работами выдуманного дадаиста. Существовал ли художник наверняка, покажет время. Но если и нет, эта подделка поистине достойна звания одной из самых искусных мистификаций века.
 


Источники информации:
Süddeutsche Zeitung
Spiegel Online
Kunsthaus Dresden
Karl Waldmann Museum