Его музыка заставляет погрузиться в себя и задуматься над теми вопросами, на которые ты давно ищешь ответы.

Давид Дивайн – авангардный композитор, музыкант и вокалист. Он начал свой путь как ди-джей в 2010 году и свой первый сингл реализовал на лэйбле соотечественника в США. Позднее он всеми силами постарался отгородиться от электронного сообщества России и занялся своим личным проектом. Артист читает и напевает стихи разных поэтов на глубокое техно и гипно-хаус. В основу его релизов вошли стихотворения Иосифа Александровича Бродского, Осипа Эмильевича Мандельштама, Бориса Леонидовича Пастернака, а также ряда современников.



Artifex: Что обозначает ваш псевдоним?

Это не псевдоним, это моё настоящее имя, а что касается «Дивайн», то это фамильная приставка. Знаете, это как у Магритта Рене – Рене Франсуа Гилен Магритт. У меня тоже есть полное имя, но я его не афиширую и поэтому взял из него основное – Давид Дивайн. Мне довелось погрузиться в изучение этого слова - Дивайн. С французского языка это что-то вроде «магии и волшебства». Давид Волшебный, Магический. Мне один раз сказали: «Дивайн – это что-то божественное, ты что Бог, что ли?» (смеется). Я говорю, что мы все Боги своей жизни. Поэтому, в принципе, мне повезло и каким-то чудом мне это досталось. В какой-то момент я очень избегал этого. Не считаю себя культурно значимым, и это имя – звучит оно уж очень громко и помпезно, а я сторонник скромного и спокойного.

Artifex: Как и когда вы поняли, что хотите связать свою жизнь с музыкальной деятельностью?

В 2010 году один мой товарищ Александр Бердеев сказал мне: «Ты должен выйти на сцену». По характеру он человек скромный, но для моей жизни оказался таким вот движителем. Около пяти лет я работал, как композитор и сотрудничал с другими вокалистами, но потом «что-то включилось само собой», и я решил, что мне нужно работать со своим голосом. В жизни наступают такие моменты, когда ты сидишь, например, за кофе, за ужином и начинаешь думать: избираешь ли ты свой путь или это путь избирает тебя? В моем случае это путь выбрал меня, а не я его.

Artifex: Кто повлиял на ваш музыкальный вкус?

На вкус никто не влиял. Я стремлюсь определять, а не следовать, но у меня есть и музыкальный, точнее духовный ориентир – это Вячеслав Геннадиевич Бутусов. Когда я рядом с ним нахожусь, у меня происходит такой обмен энергией и внутри меня всё расцветает. Мне очень хочется на него ориентироваться в плане одухотворенности и смирения. Вот он действительно волшебный. Он влияет на меня своим подходом к творчеству. Музыку я его слушаю с начала 1990-х.

Artifex: Давайте поговорим о создании треков. Что вас вдохновляет, и как вы выбираете стихотворения для них?

У каждого из нас есть поэтические фавориты и ориентиры. В моём случае это Иосиф Александрович Бродский, Осип Эмильевич Мандельштам. Это мои поэтические ориентиры, про которые мы с вами говорили выше. Из современников с великим трепетом отмечу Валентина Гафта, Евгения Евтушенко, Эдуарда Асадова. Впрочем, всех и не перечислить.

Мы собираемся в студии и всё время что-то наигрываем. Я применяю какие-то речевые элементы и стихотворные обороты. Иногда мелькнет какая-нибудь фраза, и она оказывается настолько сильной для меня, что побуждает к творчеству. Это, наверное, и является вдохновением. Некоторые ищут музу, но она может уйти, раствориться – это временно. А тут видите - одна строчка, слово, а так меня прошибает. Ребята-музыканты меня подхватывают - и рождается что-то новое, на мой взгляд, сильное. С 2015 года, когда началась запись судьбоносного альбома «Остальное время глубины» всё просто приходило, и мы с этим работали как со знамением. Откуда не возьмись, появляется текст, который вообще никогда не был кому-то известен. Вот к примеру:

«В тот день, когда меня не станет, ты утром встанешь и умоешься, в прозрачной комнате удвоишься, среди пейзажа, воздуха и стен…» (стихотворение А.Н. Николаева-Егунова, которое легло в основу песни «В тот день…»).

Вот что это такое? И ты не понимаешь, как человек мог написать такое в начале ХХ века. Откуда такая мыслеформа вообще? Тут какие-то необычные флюиды, которые сложно описать словами, несмотря на то, что мы владеем таким могучим языком – это магия! Удивительно, что с 2015 года мне стало нравиться мое творчество. Мы читаем стихотворения давно ушедших и даже забытых людей с трагичными судьбами. Как говорит мой товарищ кинорежиссер Рома Либеров: «Стихи, судьбы и история сегодня дело почти маргинальное и никому не нужное…», а тут мы…

Artifex: Почему ваш выбор пал именно на техно и гипно-хаус музыку?

Электронная музыка – она многогранна. Когда мы пришли к тому, чтобы читать стихи на мажорную электронную музыку, то это выглядело очень несуразно и глупо. Тогда мы придумали это «погружение» – гипно-хаус, просто нашли грань, неизведанную большинством. Мы оказались в нужное время, в нужном месте, взяли и выработали это направление. Музыка такая гипнотическая, она закручивает, и когда на нее декламируешь, получается действительно гипноз. Люди подходят ко мне и благодарят за то, что они уходят от действительности в другую реальность, в себя.

Artifex: Что для вас самое главное в творчестве?

Самовыражение. Вся моя жизнь сейчас основана на творческом проявлении и выражении.



Artifex: Вы озвучили книгу Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстоун». Почему выбор пал именно на эту книгу?

Книга эта очень сильная и безумно меня окрыляет. В ней есть отражение нашего мира и всего того, что нас окружает. Книг и материалов озвучивается много, но не всё я выставляю для своей аудитории. Есть книги-силы и «Чайка…» - в этом числе. Она пришла ко мне совершенно случайно, просто влетела ко мне в руки. Мы изучали разные переводы и остановились на работе Юни Самуиловны Родман. Он настолько поэтичный и мощный! В основе второй главы лежит произведение Юрия Гомберга (Санкт-Петербургский джазовый композитор), которого уже не было в живых – это стало стимулом скорее реализовать этот проект.

Artifex: Вы сейчас читаете что-нибудь?

В Санкт-Петербурге есть очень приятная девушка – литератор и переводчик Маргарита Баранова, которая занимается изданием The Odstavec. Сейчас я занимаюсь декламацией материалов её проекта. Мне безумно нравится её подход и статьи. Молодые и очень крутые ребята! Рад, что имею честь быть их небольшой частью.

Artifex: Многие говорят, что электронная музыка не имеет души. Как вы к этому относитесь?

Это распространенное суждение. Как не крути, любая музыка выстроена из нот и инструментов, а что касается электроники, то она ко всему прочему синтезирована. С точки зрения академических музыкантов синтез звука эту душу убивает. В действительности – это всего лишь другой язык и другая форма её выражения. В электронике души не меньше, чем в академической музыке. Просто нужно быть предрасположенным к этому языку и формам её выражения. Например, у нас есть песня «Мираж». В акустической аранжировке она напоминает джаз, то есть такой тёплый и приятный взгляд на художественное зерно, а когда мы её синтезируем, то получаем очень плотный и минималистичный звук, который раскрывает его иначе.

Artifex: Вас многие слушатели сравнивают с такими проектами как «Дельфин» и Mujuice. Как вы к этому относитесь?

Сравнивать – это свойство человеческого ума, которое присуще каждому. Я отношусь к сравнению спокойно. Форма выражения у всех музыкантов примерно одинаковая: инструменты, слова и пение, но человек всегда опирается на свой опыт. Он улавливает какие-то детали, которые уже есть в его опыте, и мгновенно подвергает их анализу и сравнению. Так и с моей музыкой. Я когда читаю такие комментарии, то понимаю, что человек немного ограничен в своей фонотеке. Он просто мало чего слушал и слышал. Другого опыта у него нет. Недавно музыкальный критик Дмитрий Ковальский сказал мне: «Тебя сравнивают с довольно достойными артистами». Но в целом до всего этого мне нет никакого дела, ведь это мой язык выражения, мой взгляд, мои переживания. Разве я должен за них как-то оправдываться? Я не могу нести ответственность за взгляды и опыт других людей.

Artifex: У вас скоро выходит альбом, расскажите о нем.

Альбом носит называться «Семь дней тишины». По основным нашим религиям Бог создал Землю за семь дней, вот мы и решили «помолчать» семь дней и отдать дать наивысшему замыслу. В моём случае всё выпадает на цифру семь – она заглавная в моей жизни.



В конце марта у нас будет презентация. Мы готовим большую программу: свет, звук, видео. Вместе с альбомом хочется представить как электронную, так и акустическую формацию. Мне бесконечно интересен такой калейдоскоп.

Artifex: Есть ли различия между зарубежной и отечественной электронной музыкой?

К сожалению, вся наша культура сегодня европоцентрична, все наши артисты всё время заглядывают туда – на Запад. Отличия в конъектуре, конечно же, есть. Музыка – это самовыражение своих взглядов, а они, как-никак, отличаются от взглядов западного человека. Сегодня большинство пытаются подражать классике жанра, и поскольку ориентация направлена «туда», то мы всегда отстаем. Сейчас я отстранен от музыкального сообщества в нашей стране, но однозначно могу отметить отличия, которые первыми бросаются в глаза – это техника, смысловые и языковые подачи и так далее. Я – сторонник ничего не сравнивать, и стараюсь жить без оценочных суждений. Но единственное, что меня разочаровывает, так это тот факт, что никто не хочет родить что-то своё, все ориентируются на Запад и хотят подсмотреть. Если так будет продолжаться, то мы будем сохранять подобное положение. Я уверен, что наши представители академической музыки, поэты, писатели, деятели искусств, которые сформировали для нас такое сильное культурное наследие, нам этого не простят. Однозначно нам нужно менять подход…
 


Автор: Ольга Ильиных