В 2008 году Кира Вайнштейн создала музыкальную группу Kira Lao. В рамках этого проекта выступала на всевозможных музыкальных фестивалях, в их числе были «Пикник Афиши», «Усадьба-JAZZ», Avant. Она «разогревала» группу Blonde Redhead, получила музыкальные премии Сергея Курехина и «Степного волка» Артемия Троицкого.

В настоящее время готовит к релизу сольный альбом, участвует в нескольких импровизационных коллаборациях, создает звуковое оформление для выставок, фильмов, спектаклей и работает над несколькими арт-проектами, в которых исследует тело, как источник звуковых сигналов.

 

 

Artifex: Почему группа Kira Lao, набирающая обороты, перестала существовать в 2015 году?

Все решили заняться своими сольными проектами. В какой-то момент я вернулась к тому, с чего начинала — игре на фортепиано. Я написала музыку к выставке фотографа Кости Чалабова «Период дожития». Он несколько лет ездил по домам престарелых, наблюдал за живущими там людьми, общался с ними. Меня на эмоциональном уровне очень зацепила эта работа, захотелось к ней присоединиться.

Потом был проект «Возвращение Великого Немого» на фестивале VOICES в Вологде. Там устраивали показы немого кино на открытом воздухе и приглашали разных музыкантов, чтобы они вживую эти фильмы озвучивали. Мне предложили написать музыку для фильма «Дети века» с Верой Холодной в главной роли, ему тогда исполнилось 100 лет. Я закрылась у подруги в квартире с настоящим фортепиано и написала все за две недели.

 

 

Не хотелось ограничиваться только одним выступлением, и после Вологды я организовала тур по десяти городам России. Меня это настолько воодушевило, придало сил, что я решила — хочу продолжать делать что-то сольно.

Artifex: И тут ты решила пойти учиться. Почему?

У меня был жесткий кризис, а в любом кризисе самое здравое решение - пойти чему-нибудь поучиться. У меня было ощущение, что я задыхаюсь. Ничего не вдохновляло. Мне хотелось попасть в другую среду, узнать про звук что-то такое, чего я не знаю.

Еще появилась куча новых идей, но было совершенно непонятно, как их реализовать. Например, я захотела пульсацию человеческого сердца превратить в реальный электронный бит, но не знала, как технически это сделать.

И вот после тура с фильмом «Дети Века» я вернулась в Москву и прямо с поезда пошла в школу Родченко в мастерскую медиа-арта. До школы я была девчонкой, которая просто пела и песни писала на фортепиано. А сейчас я умею работать в музыкальном редакторе. Освоила электронные инструменты. Это мне развязало руки, дало независимость, я поняла, что могу все сама делать, без группы.

Кроме этого я открыла для себя совершенно новый пласт музыки — электроакустику, musique concrete. Лекции Андрея Смирнова просто взорвали мой мозг. Раньше я была зациклена на мелодиях и ритмах, а сейчас больше внимания обращаю на сам звук и делаю с ним различные преобразования. Мне стало интереснее не наигрывать партии, а делать field recordings, записывать на диктофон разные звуки из окружающей среды и составлять из них композиции. Конечно, я не смогла полностью отказаться от тональной музыки. И решила делать что-то на стыке.

Artifex: В каком стиле ты сейчас работаешь?

Стиль – вещь очень условная. В последнее время мы с группой Kira Lao играли рок, а дальше можно добавлять разные приставки. Сейчас я, самостоятельный музыкант, играю в основном импровизационную музыку. Ее особенность в том, что работаешь не на конкретный результат, а на процесс. И обычно в итоге получается такая смесь, которую сложно охарактеризовать с точки зрения жанров.



В этом направлении у меня сложилось две коллаборации. Первая — с Настей Толчневой. У нее есть сольный проект Lovozero. Мы сыграли вместе несколько лайвов: выступили в «Музеоне» на ежегодном фестивале экспериментальной музыки Fieids, ездили на Avant в Ярославль, еще был Burning Man Decompression. Каждую репетицию и концерт мы записывали и сейчас отбираем материал для альбома, который, надеемся, выйдет осенью.

Вторая коллаборация - с Алиной из Kymatic. Она играет на альте, эрху, дильрубе. Несколько недель назад у нас вышел второй совместный релиз. 25 марта была его презентация в Powerhouse. В планах записать еще один, более серьезный альбом.

 

 

Artifex: Что тебя вдохновляет писать именно такую музыку?

Это не песни. Тут другой принцип существования. Это похоже на то, как общаются люди. Только вместо языка — звук. Все происходит в реальном времени. Ты никогда не знаешь, что ждет тебя в следующую секунду.



Artifex: Чем может заработать себе на хлеб современный музыкант? Есть ли возможность жить и зарабатывать только музыкой?

Сейчас я работаю SMM-менеджером. Удаленная работа позволяет мне учиться на дневном и заниматься музыкой. И, вроде, все классно, но это как сидеть одновременно на двух стульях. В каждой области хочется быть профессионалом. Но сложно посвятить себя чему-то одному. В итоге, и то, и другое провисает.

В будущем я хочу зарабатывать только музыкой. Конечно, можно сделать какой-нибудь конъюнктурный проект. Прикинуть, например, что «в этом сезоне будет в моде поп 90-х», и начать делать что-то такое или читать рэп, чтобы быть на хайпе. Но конъюнктура — не мой путь. Мне важно, чтобы у меня внутренне все соглашалось с тем, что я делаю.

Поэтому я долго думала, что я могу еще делать и поняла — писать музыку на заказ для кино или театра. Но меня в этом интересуют в первую очередь даже не деньги. Когда я пишу для себя, то срабатывают определенные паттерны. А работа на заказ заставляет выйти за рамки себя - и это вдохновляет. Сама по себе я все время пою про смерть и про боль. А вот смогу ли я написать музыку для детского спектакля? Это для меня интересный вызов.

Artifex: Какие заказы у тебя уже были?

Я не так давно этим занимаюсь. Поэтому буквально пара спектаклей. Однажды попросили написать музыку для корпоратива в дико сжатые сроки. Недавно делала танго с вариациями для инсталляции в одном музее.

Artifex: Как ты думаешь, нужно ли академическое музыкальное образование, чтобы быть по-настоящему интересным музыкантом? Или в условиях современных технических возможностей это необязательно?

Это вопрос, на который я себе до сих пор не ответила, поэтому часто комплексую, что у меня нет этого образования (прим. Кира окончила музыкальную школу по классу фортепиано). У меня есть начальные знания, но я понимаю, что консерватория – это определенный слуховой опыт, с которым, с одной стороны, легко, а с другой – сложно существовать.

Зимой меня в очередной раз «накрыло» по этому поводу. Мне казалось, что я учусь, учусь – но все не то, и, может быть, надо еще пойти в консерваторию. А потом я пошла на курсы по Ableton к Антону Маскелиаде. Это шесть уроков по выходным по пять часов, и поняла, что мне надо было просто получше освоить программу. Все остальное можно добирать по мере необходимости. Например, в следующем году я хочу поучиться играть на барабанах и взять несколько частных уроков у композитора, который мне нравится.

 

 

Artifex: Каких современных российских музыкантов рекомендуешь послушать?

Я в совершенном восторге от того, что делает ансамбль Kymatic. Они играют произведения современных композиторов. Это производит глубокое впечатление. Мне нравится их подача. Они играют музыку так, как ее надо играть: очень легко, неформально, на них интересно смотреть, как на исполнителей. Даже просто на то, как они договариваются друг с другом в паузах.

Еще Женя Недосекина, Jekka, — очень сильный электронщик с тонким вкусом. Что меня в ней еще восхищает, так это ее самодостаточность — все умеет сама. А еще она очень разносторонний человек — пишет музыку, играет на овощах в Playtronica, ведет блог Parallel, посвященный девушкам-музыкантам.

Artifex: На каких площадках, на твой взгляд, можно услышать что-то свежее и незаезженное?

Это дело случая. Сейчас какого-то такого центра нет. Периодически интересных музыкантов можно встретить в Powerhouse, в галерее «Граунд». В «Новом Пространстве» Театра Нации очень интересные концерты бывают. Там играл соратник Кейджа Элвина Люсье. Мне его перформанс с вазами просто башку «оторвал»! Иногда что-то бывает хорошее на лестнице в «Электротеатре». Надо смотреть околотеатральные площадки, площадки современного танца, галереи, в которых выставляется современное независимое искусство.

Artifex: Что ты слушаешь в свободное от своей музыки время?

В этом немножко стыдно признаваться. У меня был тяжелый сентябрь, и я слушала «Агату Кристи», представляя себя Данилой Бодровым с автоматом. В 90-х эта группа прошла мимо меня, а тут вот накрыла. Потом я пару месяцев гоняла по кругу «Птицу» «Аукциона». Потом решила вспомнить свои 16 и скачала дискографию группы «Психея». Сейчас после двух суток без сна очень бодрит рэпер Face. А так, конечно, открытием года для меня стал James Holden и The Animal Spirits. Но это про красоту, жить каждый день под такую музыку неудобно.

Artifex: Спасибо!
 


Автор Виктория Лапина