Группа понимала Роджера Уотерса (Roger Waters) и не возражала против работы над новым материалом. Но серьезность намерений и заинтересованность Роджера они явно недооценили. Альбом стал его личной войной. Многие критикуют Уотерса за «Стену». За его эгоцентризм, за то, что он давил на жалость и ограничивал творческую свободу остальных участников группы, и альбом в итоге получился скудный и скучный по звуку. Он стал культовым, самым известным в творчестве группы. Но какой ценой?
Молодой Уотерс объявил войну всему миру. Он давил и диктовал, он фактически уволил на стадии микширования Рика Райта. Дрязги и споры сопровождали запись от первого до последнего дня. Остальные участники, кажется, оставались с Уотерсом только ради денег. Все понимали, что создают нечто новое, необычное, мощное. Но особого удовольствия это не приносило. Альбом стал последним в классическом составе группы. Ради чего такие страсти?
«Мне кажется, что это ложь, когда люди утверждают, что хотят быть свободными, настаивают на том, что свобода для них - нечто самое желанное, святое и драгоценное. Но ведь это чушь собачья! Людям страшно становиться свободными, они цепляются за свои цепи»
(Джим Моррисон, The Doors)
Остается поблагодарить Гилмора, Райта и Мэйсона за терпение. В жизни Уотерса просто настал такой момент, когда нужно вывалить все на стол, распотрошить и заново собрать что-то красивое. Это очень непростая задача, когда ты в группе. Потому что требуется полный и единоличный контроль над материалом. Писателю не с кем делить свою рутину, он может спросить совета, попросить о помощи – но последнее слово всегда за ним. То же самое с солистами, которые нанимают сессионных музыкантов для каждого отдельного проекта. Уотерсу требовался подобный контроль, но он был в группе, а рок-группа так не работает. Pink Floyd добрались до выпуска «Стены» в тираж только благодаря высочайшему профессионализму. А затем группа распалась. Отношения внутри коллектива во время концертов в поддержку альбома… ну, они были только на сцене. За ее пределами ребята старались не пересекаться, даже селились в разных отелях и приезжали к началу шоу по отдельности. Точнее – Уотерс отдельно от остальных.
Зная его биографию, хочется сходу навешать ярлыков. Обида на отца, который погиб, которого не было рядом всю его жизнь. Образ матери в рок-опере «Стена» как самого первого и важного человека в жизни, который воспользовался своей властью во вред родному ребенку.
«Тише, деточка, не плачь.
Мама сделает все твои кошмары явью,
Мама набьет твою головку своими страхами.
Ты навсегда останешься у мамочки под крылышком.
Нет, мамочка не даст тебе летать,
Но, может быть, разрешит петь.
Мамочка укроет, согреет своего малыша.
Конечно, мамочка поможет деточке построить стену…»
(фрагмент песни «Мать» из рок-оперы «Стена»)
Хочется описать Роджера как бунтаря, который на деле вдохновляется лишь внутренней обидой и ощущением, что мир ему должен. Но это далеко не так.
Английский язык словно создан для передачи эмоций и чувств непосредственно звуком. В англоязычной музыке слова каким-то волшебным образом подчиняют себе ритм и звук, приобщают к смыслу. Слова обретают или теряют смысловую и подтекстовую выразительность просто за счет того, как именно они звучат. Русским поэтам-песенникам, например, приходится «вымучивать» действительно серьезные тексты, потому что язык не звучит так же гладко в сочетании с популярной музыкой - блюзом, джазом, роком. И если слова примитивные – музыка их не вытянет, потому что существует отдельно и воспринимается/оценивается отдельно. Западная музыка строится от звука к смыслу. Русская – от смысла к звуку. Эти пути не противоречат друг другу, особенности культур и языка приводят к одному результату, просто разными путями.
После срыва Уотерс мог бы замкнуться и избегать столкновения, но он бросил вызов. Вызов себе, вызов аудитории. Он хотел выйти на новый уровень и вывести за собой своего слушателя. В альбоме The Wall не так много хитов, есть откровенно проходные моменты. Но там невероятно мощный посыл.
Стихи Уотерса трогают. В них узнается обыденная правда. Такое возможно, если творец был откровенен и с собой, и с теми, кому рассказывает историю. Уотерса обвиняют в эгоцентризме и в том, что он просто оповестил весь свет о своих комплексах. Именно так. И это круто. Любая откровенность, пропущенная через призму мастерства и аллюзии, остается в истории и находит отклик в миллионах сердец. В первую очередь, это борьба со своими демонами. Во вторую – работа над осознанностью и качеством исполнения. Каждое нужное, выстраданное слово – как волшебная таблетка. Одно за другим такие слова ведут по тропинке исцеления.
Уотерс настаивает на том, что образ матери в «Стене» он не копировал со своей мамы. Да, он называл ее «острой, как гвоздь», но не считал деспотичной гадиной, которая самоутверждается за счет своего дитя. Задача образа - донести конкретный архетип. Эти черты есть в каждом, и каждый ведет свою собственную борьбу.
О своей матери Уотерс вспоминает интересную вещь:
«Мама старалась вбить мне в голову, что детство и юность – это время подготовки к «настоящей» взрослой жизни. Нужно учиться, готовить старт. В какой-то момент я осознал, что это не так. Я был поражен, ведь я могу взять свою судьбу в руки и начать жить прямо сейчас!»
Тема отца, к которой Уотерс часто обращался и обращается в своем творчестве. Кто такой «отец» в творчестве Уотерса?
«Кто из нас знал своего брата? Кто заглянул в сердце отца своего?»
(Томас Вулф)
Тот, кто дает силы. Тот, кто учит бороться, кто передает по наследству мудрость, помогает увидеть жизнь такой, какая она есть. Потеряв отца в возрасте пяти месяцев, Уотерс как бы знакомится с ним всю жизнь, воспитывая в себе мужчину. Образ отца - словно проводник. Когда что-то не ясно, когда что-то доводит до безумия, бесит, разочаровывает – он верит, что отец мог бы дать совет и снять пелену с глаз. Вообще тема с отцом повлияла не только на образ персонажа в песнях. Лейтенант Эрик Уотерс погиб на войне, возможно, поэтому Роджер уделяет этому вопросу столько внимания.
В песнях Уотерса много политики, он ярый противник войны, противник общества потребления и власти корпораций. Но, в отличие от многих, ему удается превратить свои убеждения в хорошие песни, которые не учат жить, а предлагают внутренний выбор. Уотерс всегда стремится показать людям стены, а затем ломать их вместе с ними. И не забывает о том, что это чертов рок, а не пафосная книга по саморазвитию.
«Я был очень зол. Лишь через годы я свыкся с этим. Из-за того, что отец пропал без вести и был объявлен погибшим, до недавнего времени я ждал, что он вернется. Его жизнью пожертвовали, и эта жертва была для меня как великим даром, так и тяжким бременем»
Интересна эволюция шоу с течением времени. Видна невероятная разница в подаче и подтексте. Альбом вышел в 1979-м году. После начального успеха появился фильм. Сценарий написал сам Роджер, а режиссером выступил Алан Паркер («Миссисипи в огне», «Птаха», «Полуночный экспресс» и так далее).
После просмотра фильма кажется, что ты окружен врагами, будто на поле боя. Хочется дикости, хочется вцепиться, разрушить, обличить. Таким был Уотерс, и в первую очередь это прочувствовала на себе его группа.
После концерта 1990-го года – ощущение победы. Шоу было организовано Уотерсом совместно с ветераном войны Леонардом Чеширом, который обратился за помощью к Роджеру с целью собрать 500 миллионов фунтов в «Мемориальный фонд помощи жертвам катастроф», по пять фунтов на каждого погибшего во время Второй мировой войны. Ранее Уотерс обещал не выступать с этой программой до тех пор, пока не будет разрушена Берлинская стена. Но начав работать, он словно подстегнул обстоятельства. Стена пала в 1989-м году, и уже в 1990-м Уотерс выступил там. Для выступления была выстроена стена длинной 150 и высотой 25 метров, которая до основания рушилась в финале.
«Я ни в коем случае не ехал в Берлин, чтобы отпраздновать то, что я называю победой капитализма над социализмом… Я отправляюсь туда, чтобы отпраздновать победу личности»
И кульминацией развития шоу стало мировое турне, длившееся с 2010-го по 2013-й год. Оно ясно демонстрирует развитие Уотерса как артиста, шоумена и человека. Это не «прощальный тур» старичка. Это совершенно новая глава. По-новому расставлены приоритеты, обновлен подтекст. Это шоу – словно иллюстрация внутреннего состояния человека, который отважился перечитать «Дон Кихота» в 62 два года. Рискованная затея, но он справился. Акцент сместился на катарсис, исцеление и любовь. Уотерс в шоу выглядит как отец для своей аудитории. Как мужчина, который не просто борется, но так же берет на себя ответственность и заботу о тех, кто стоит по ту сторону стены.
После распада Pink Floyd Роджер записал несколько успешных сольных альбомов. А 2 мая 2017-го года вышел новый, «Is This the Life We Really Want?»! Альбом вышел на 180-гр виниле и в цифровом виде. Так же можно попытаться достать билеты на предстоящее шоу, с которым Роджер отправится по Америке… Что же, будем ждать! После турне 2010-2013 осталось четкое ощущение, что как минимум одна стена точно разрушена.