Дилетант-гений: в чем феномен Ханса Циммера. Часть 1

Ханс Циммер уникален. Он может написать захватывающую музыку как для анимационных фильмов, так и для полнометражных игровых картин. Помимо кинематографа, композитор писал для видеоигр и других аудиовизуальных проектов. Например, именно он написал музыку к заставке Чемпионата мира по футболу 2018 года, который прошел в России. В прошлой части мы рассказали вам об увлекательном пути Ханса Циммера от клавишника в группах разных жанров до голливудского композитора. Теперь предлагаем разобраться в деталях его творческого стиля.

 

 

Из-за отсутствия академического образования Циммер пишет музыку так, как это не делает никто другой. Имея хоть какую-то информацию о фильме, будь то сценарий или кадр из фильма, Ханс уже начинает что-то придумывать на основе этой истории. Основой его творчества является именно она. При этом одной из главных идей в написании саундтрека также является эксперимент. Сумма этих переменных приводит к созданию полноценного звукового мира, в который мы погружаемся при просмотре фильма с музыкой композитора.

К каждому фильму он пытается создать такие звуковые фактуры, которые как минимум он еще не использовал, а как максимум — никто другой.

«Я всегда слышал музыку в своей голове. Не то чтобы я слышу мелодии — я слышу звук»

Как раз этот звук из собственной головы и старается воспроизвести Ханс.

Он достигает этого путем использования нестандартных инструментов и саунд-дизайна. «Я ребенок 20-го века», — говорил композитор, рассказывая о своей любви к современным звуковым технологиям. Он даже иногда говорит, что на самом деле пишет «код, а не музыку». Это неудивительно, ведь его любимые синтезаторы сейчас помещаются в ноутбук или даже в мобильный телефон. Все, что тебе остается сделать, — воспроизвести тот самый звук из головы.

 

 

Каждый знаковый фильм композитора означает создание нового мира. Например, в «Темном Рыцаре» (The Dark Knight) Циммер использовал множество синтезаторов. С их помощью он использовал звуковой дизайн для создания напряжения и определенной атмосферы в сценах. А чтобы подчеркнуть характер Джокера, он написал композицию, где играл бритвой по струнам фортепиано. Это позволило создать тот самый неприятный звук, который сразу вызывает пугающие чувства у зрителя.



В «Шерлоке Холмсе» (Sherlock Holmes) вместо привычных классических произведений сыщик играет на скрипке цыганские мелодии. Все звуковое оформление также было сделано в цыганском стиле. Циммер даже специально использовал цимбалы — старинный струнный ударный инструмент, на котором играли цыгане. Во втором фильме Ханс и его коллеги вовсе отправились в Словакию, чтобы записать аутентичных цыганских музыкантов.



Такие особенности можно найти в каждой работе композитора. В фильме «Начало» (Inception) Циммер умело поработал с саунд-дизайном, обработав песню Эдит Пиаф «Non, Je ne regrette rien». Ее команда использует эту песню для синхронизации выбросов с разных уровней сновидений, поэтому песня всячески деформируется в зависимости от времени.



В «Интерстелларе» (Interstellar) Ханс использовал церковный орган в качестве главного инструмента. Кстати, композитор начинал писать музыку, даже не зная жанра фильма. Режиссер Кристофер Нолан (Christopher Nolan) дал ему одну страницу сценария, однако ничего не рассказал о масштабах картины. Он лишь сказал, что фильм основывается на отношениях отца и сына. Будучи отцом и отличным рассказчиком через музыку, Ханс написал простую мелодию. Расширить ее и превратить в композицию для блокбастера удалось довольно легко, однако трюк Кристофера помог Циммеру создать «сердце истории», вокруг которого летают космические корабли и происходят путешествия во времени.



А в «Дюнкерке» (Dunkirk) Ханс и вовсе записал для саундтрека бой личных часов режиссера. Он отражает гнетущую атмосферу войны и постоянно напоминает о том, что даже секунда может решить судьбу сотни и даже тысячи людей.



Ханс Циммер - удивительный композитор. Киномузыка - сложное ремесло, однако, ему удалось добиться статуса номера один благодаря лишь таланту. Отсутствие музыкального образования и участие в поп- и панк-проектах он использовал как преимущества, которые помогли ему на пути к мечте. Мечте рассказывать истории через музыку. Пожалуй, и его собственная история успеха походит на голливудский байопик, не так ли?

 

 


Автор: Павел Новиков