Нет человека, который хотя бы раз в жизни не слышал хип-хоп песню. Сегодня мы поговорим об истоках самого влиятельного и популярного течения в музыке.

В наши дни хип-хоп – это нечто большее, чем просто музыкальное направление. Это образ жизни, символ современной молодежной культуры, имеющий свою философию. Это коммерчески успешный проект, затронувший все сферы общества: от культуры до политики.

Канье Уэст, Джей-Зи, Лил Уэйн, Ники Минаж, Дрейк, Карди Би, Трэвис Скотт… Список можно продолжать бесконечно. Трудно представить, что когда-то хип-хоп не был многомиллиардной империей. Но вернемся на 50 лет назад и вспомним историю, которая была забыта.

Нью-Йорк, 1970-е годы. Мы находимся в центре Бронкса, где царят разруха, безработица, преступность. Это была точка кипения, которая дала толчок чему-то новому. Среди этих беспорядков и родился хип-хоп.

Человеком, который 11 августа в 1973 году устроил первую хип-хоп вечеринку на Седжвик Авеню (1520 Sedgwick Ave) был диджей Кул Хёрк (Kool Herc). Это была кухня с двумя окнами, где с девяти вечера до четырех утра молодые ребята веселились и наслаждались музыкой. Как вспоминают современники, вечеринка была дымной, завораживающей и сюрреалистичной.

 

 

Кул Хёрк стал настоящим революционером в музыке. Стоя за диджейским пультом, он проигрывал записи фанк-певца Джеймса Брауна.



Хёрк оставлял только определенные части в треке – барабаны и басы. Он использовал две пластинки и по очереди прокручивал их руками, создавая бесконечный бит. Так родился новый жанр – брейкбит.

 

 

Кроме того, у Кула был друг с микрофоном в руках – Коук Ла Рок (Coke La Rock). Он выступал в роли ведущего мероприятия, или эмси, как их называли в хип-хоп культуре. Коук выкрикивал короткие речитативы, заводя тем самым публику и поддерживая настроение.

There’s not a disco that Kool Herc and Coke La Rock can’t rock

«Нет такой вечеринки, которую Кул Хёрк и Коук Ла Рок не смогут зажечь»



Хёрк выковал основу для этого музыкального жанра, а человеком, который построил хип-хоп как культурное направление, был Африка Бамбаатаа (Afrika Bambaataa). Он выделил пять столпов этой культуры: эмсиинг, диджеинг, граффити, брейкинг и определенную идеологию. Диджей собрал команду, целью которой было продвижение хип-хоп культуры во всём мире. Он верил, что это поможет вытащить подростков из криминального мира.

Постепенно количество эмси и диджеев в Бронксе возрастало, появлялись разные группировки, а хип-хоп совершенствовался как жанр.

Большую роль в этом сыграл Грэндмастер Флэш (Grandmaster Flash). В детстве он был одержим всякими электрическими приборами и штуками, которые крутились. Например, стиралкой в режиме отжима или велосипедными колёсами. Как признается сам диджей, он мог часами смотреть на это. И, пользуясь идеей Хёрка использовать две пластинки, Флэш продемонстрировал большие возможности микширования. Он менял структуру трека и создавал новый по своему усмотрению.



Но все изменилось в 1979 году, когда почти обанкротившаяся певица Сильвия Робинсон собрала группу из трех парней — The Sugarhill Gang. Вдохновленные музыканты буквально за один день написали песню Rapper’s Delight, которая взорвала публику. Этот трек крутили везде: на радио, в тачках, в каждом доме. Не было ни одного человека, который не знал текста песни.

 

 

Жанр этой песни тогда называли new school funk, а сейчас именуют old school rap. Именно благодаря этому треку широкая аудитория узнала о хип-хопе. Rapper’s Delight поменяла правила игры. Теперь многие думали, что каждый может читать рэп. Но был в этом и плюс: хип-хоп распространился за пределами Бронкса. И в одном из клубов Манхэттена Грэндмастер Флэшу представили суперзвезду того времени – Дебби Харри, лидера группы Blondie, которая исполнила о нём песню.



Так, в среде рэперов возник интерес к электронной музыке. Африка Бамбаатаа был первым диджеем, который стал играть для публики подобные композиции. Особенно он любил немецкий коллектив Kraftwerk. И это сочетание брейкбита, техно и даба вывело хип-хоп на новый уровень.

 

 

Но дела в Бронксе были все еще плохи. И в то же время группе Grandmaster Flash and the Furious Five было предложено записать трек. Один из участников группы позже признавался, что они не планировали делать что-то подобное и почти отказались от песни.

Это был The Message – песня с острым социальным подтекстом, прогремевшая на всю страну. Трек поднял статус хип-хопа от музыки для тусовок до уровня протеста. Это было своего рода окно в городские джунгли Америки: преступность, проституция, тюрьма, ранняя смерть. Как и во все времена, правду боялись говорить многие, но эти парни расширили горизонты, создав настоящий гимн городского гетто.

«Don’t push me cause I’m close to the edge
I’m trying not to lose my head»
«Не толкайте меня, потому что я на краю пропасти
Я пытаюсь не потерять голову»

 

 

И даже тем людям, которые не любили такие песни, понравился The Message. Этот трек доказал, что хип-хоп может выйти за пределы вечеринок и стать чем-то большим.

Далее началась золотая эра хип-хопа, о которой мы поговорим в следующий раз.
 


Автор: Залина Акаева