Enter Shikari говорят о проблемах экологии через многогранную музыку и сложные тексты с похищениями инопланетянами и монологами белуги.
Группа Enter Shikari, получившая популярность без лейблов и крупных продюсерских контрактов, чья музыка существует абсолютно вне жанровых рамок – одни из главных представителей либеральных взглядов на британской альтернативной сцене. Фронтмен группы Раутон Рейнолдс (Roughton Reynolds) в текстах поднимает огромный пласт проблем современного общества: несовершенство политических систем, увеличение разрыва между богатыми и бедными, проблемы меньшинств, проблемы здравоохранения, навязывание мнений и сложности с формированием собственного.
«Если бы всё было хорошо и общество было бы намного лучше, мне пришлось бы подходить к музыке совершенно иначе. Я не могу писать ни о чём другом, хотя определённо пытался», – говорит Рейнолдс.
Группа выступает за единение людей, стоит за научно-исследовательский подход к жизни и базовые человеческие ценности – сопереживание, дружбу, любовь (при этом слово «love» практически не используется в текстах, Рейнолдс считает его слишком затёртым).
Одна из центральных тем в творчестве Enter Shikari – экологическая обстановка в мире и конкретно изменения климата, вызванные нашей жизнедеятельностью. Это единственная тема, поднятая Рейнолдсом в каждом альбоме группы. При этом и лирический, и музыкальный подход к раскрытию темы не повторяется, остаётся только общий посыл: это характерно для группы, безостановочно работающей над эволюцией звучания.
На первом же альбоме Take To The Skies тема экологии становится одной из центральных – вокруг неё построен трек Mothership, один из двух бэнгеров альбома. Раннее творчество Рейнолдса характеризуется иносказательностью, метафоричностью и образностью и сюжет Mothership – типичный его пример: группа инопланетян похищает лирического героя с Земли, как с места грядущего конца света, предлагает ему «рассказать всем своим друзьям, что всему конец». В финале трека герой резко падает обратно на Землю, чтобы разнести новость другим людям.
В книге Dear Future Historians, где Рейнолдс подробно объясняет смысл большинства песен, он акцентирует внимание на двух оборотах. Your answers were always lying in the ocean bed («Твои ответы всегда лежали на дне океана») – отсылка к отбеливанию коралловых рифов, как к одному из главных предупреждающих сигналов опасности для экологии. Из-за увеличения температуры на поверхности моря умирают водоросли, важные для питания кораллов, а из-за недостатка питания они белеют. There’s something in the air («Здесь что-то в воздухе») – отсылка к повышению концентрации газов в атмосфере с середины XX века.
В той же книге Рейнолдс объясняет сюжетную конструкцию песни: в фильмах об инопланетянах, которых он насмотрелся в детстве, их изображали одинаково – безумными и кровожадными монстрами. Рау хотел показать их другими, а стремление забрать человека с Земли – добрым намерением.
Спустя два года в песне No Sleep Tonight Рау уже сам забирает слушателя с планеты в путешествие к Солнцу, подальше от несправедливого мира. Прежде всего эта песня – реакция на капиталистическое общество, увеличение неравенства между богатыми и бедными и нетерпимость богачей к прогрессу, влияющему на их материальное состояние, но Рейнолдс считает это следствием ряда причин. Среди них он отмечает огромные траты на добычу нефти и природных ископаемых. Эта мысль – одна из самых прямых в тексте песни, достаточно метафоричном, как и на предыдущем альбоме: «Солнце и море могут давать нам энергию, мы больше не будем зависеть от нефти».
Тема добычи природных ископаемых продолжена в песне Arguing With Thermometers, на появление которой повлияло два события. Первое из них – истощение природных ресурсов и вторжение энергетических компаний в Арктику для их добычи.
«Мы потратили прошлое столетие, выжимая из мира все природные ресурсы, и теперь, когда они исчерпаны, мы обращаемся к Арктике для нашего последнего удара. Это самое разъярённое недальновидное поведение. Что мы будем делать, когда закончим грабить Арктику?» – спрашивает Рейнолдс.
Второе событие – путешествие группы во время тура по США, где музыканты столкнулись с типичным для американцев взглядом на изменения климата, что искусственность глобального потепления ненаучна.
Альбом A Flash Flood Of Colour, на котором вышла песня – наиболее прямой и призывной в дискографии группы, и Arguing With Thermometers вписывается в заданное направление. В песне Рейнолдс называет нефть «самым унизительным и деструктивным наркотиком всех времён» и связывает нефть подо льдом с кровью на руках. Перед вторым припевом Рейнолдс бросает вызов представителям системы, вызвавшим такую зависимость от природных ресурсов: We’ll take you down! («Мы свергнем вас!»).
После чёткого призыва к реакции на изменения климата Рейнолдс перешёл к экспериментальным формам раскрытия темы. Следующая песня Enter Shikari об экологии Myopia написана об антропоморфных животных из Заполярья (это навеяно любимой книгой Рау в школьные годы – «Скотным двором» Оруэлла), чья популяция оказалась под угрозой из-за изменений климата. Центральные герои повествования – белуга, которая «начинает понимать, что зовётся настоящей жизнью», и императорский пингвин, кричащий об отрицании науки. Главное их сообщение адресовано людям:
«Мы все рождены позвоночными, но как они стали бесхребетными?»
Shinrin-Yoku, выпущенная на альбоме The Spark – самая светлая и спокойная песня группы по теме с наиболее миролюбивым посылом: это не реакция на климатические изменения, а ода Рейнолдса природе. Название песни взято из японского языка и означает «впитывать атмосферу леса», что Рау и предлагает в песне. Он ведёт нас сквозь лес, полный корней, ветвей и пней, и вдыхает его воздух: My lungs fill with air / I feel supercharged now («Мои лёгкие наполняются воздухом / И я чувствую себя перезагруженным»).
Рейнолдс рассказывал, что второе японское слово, вдохновившее его на написание песни – Yugen – и используется как характеристика реальных вещей, слишком сильных, чтобы полностью познать это или передать словами. Вдохновение этим словом в контексте природы передаётся в конце песни, которая становится ещё и самоосмыслением: We are the dust of the stained-glass windows, / Trying to comprehend the cathedral («Мы пыль на витражах, которая пытается осмыслить собор»).
В этом году Enter Shikari выпустили альбом Nothing Is True & Everything Is Possible: он позиционируется как «всеобъемлющий», содержит элементы звучания и лирики всех предыдущих работ. При этом Рейнолдс отмечал, что на новом альбоме как никогда ранее месседж группы передавала музыка, а не лирика. Тему экологии Рейнолдс раскрыл вообще без слов, в классической композиции Elegy For Extinction («Элегия о вымирании»).
За 4 минуты Рау пересказывает историю жизни на Земле начиная с Большого взрыва и делит её на три части. Первая, с короткими вставками различных духовых и струнных инструментов, показывает зарождение жизни. Вторая, где используется своеобразный марш, передаёт формирование ветвей эволюции. Третья часть подходит для фильма-катастрофы – ужасающий финал, передающий влияние человека на жизнь на Земле.
Внимание к экологии – только одна из граней творчества Enter Shikari. Одновременно группа позиционирует себя как очень сложную для прослушивания (из-за отсутствия жанровых границ звучания и необходимости вдумываться в посыл песен) и является одной из сильнейших живых групп мира с мощнейшей энергетикой. Живые выступления Enter Shikari больше похожи на рейв-вечеринку, чем на стендап о проблемах современного мира. Рау Рейнолдс говорит, что эти компоненты неотделимы:
«Если музыки не будет, то мы всего лишь четверо сумасшедших на сцене – любой может так сделать»
Автор: Сергей Титов