Эта девушка улыбалась на протяжении всего интервью. Но в ее улыбке не было даже намека на фальшь. Мне показалось, что она совсем не умеет играть и искренне влюбляется в каждое мгновение жизни.
Певица Miela весело и довольно самокритично рассказала о себе, своей музыке и о том, почему она не готова продавать своих «детей». О чем мы? Просто прочитайте.
Artifex: В четыре года ты, можно сказать, начала свою карьеру…
Я ехала в метро, и пока поезд двигался, услышала внутри себя мелодию. Начала ее громко напевать. Думала, что меня никто не слышит. Но когда поезд остановился, женщина, сидевшая все это время напротив, подошла к моей маме и сказала: «Ну, композитор!». С тех пор свои песни я чаще всего пишу в транспорте. Особенно сейчас - в самолетах. Не знаю, почему со мной это происходит! (улыбается)
Artifex: Как развивались твои музыкальные данные с четырех лет до нынешнего времени?
В пять лет я начала играть на фортепиано, потом поступила в музыкальную школу. Параллельно всегда сочиняла какие-нибудь мелодии – это было мое желание и моя потребность. Конечно, получалось не сразу. Долгое время мне вообще не нравились мои тексты. Закрывала тетради, всё перечеркивала и устраивала долгие перерывы. Наверное, активнее свои песни стала писать с 12 лет. По сей день не могу остановиться! (смеется)
Artifex: Почему все не нравилось?
Я очень самокритичный человек. Сейчас тоже бывает: напишу текст или мелодию, а потом понимаю, что все это слишком просто и «попсово». Если мне что-то не нравится, то я могу остановиться и сказать свое «нет», несмотря на то, что уже получилась целая песня. Например, трек «Дыханием ветра» существует в двух вариантах: один записан в тетрадке, а второй вошел в дебютный альбом. В некоторых строчках обе песни перекликаются, но в остальном они совершенно разные.
Artifex: Есть ведь и песня «А может...», которую ты написала 15 лет назад…
Сейчас этой песне уже около 17 лет... (улыбается). Когда я была подростком, то в качестве ассистента композитора участвовала в интересном проекте. Снимался художественно-документальный фильм про инвалидов войны, его продюсером был Святослав Федоров. В мои задачи входило предлагать идеи для саундтрека. За месяц работы я полностью прописала идею. А за несколько недель до встречи с рабочей группой Святослав Федоров разбился на вертолете. Нам позвонили и сказали, что проект закрыли из-за отсутствия финансирования. У меня на руках остался неутвержденный саундтрек, и я на протяжении 15 лет искала то, во что могла бы его трансформировать. Конечно, искала еще и команду. Особенно человека, который поможет мне довести работу до конца. Им оказался Алекс Хук (Alex Hook). С ним мы сейчас сотрудничаем.
Artifex: Как появилась заветная идея того, во что должен был превратиться этот трек? Когда пришло самое правильное время для его реализации?
Когда писала мелодию, смотрела много художественных и документальных фильмов и читала литературу. Не спала ночами. Я хотела в песне передать свою боль и мироощущение. Ведь идея фильма была в том, чтобы показать жизнь главных героев до войны, на войне и после нее. Если прочитать текст и послушать музыку, то все становится понятно. Да, я не говорю напрямую, но описываю тех людей, которых больше нет, и тех, кто остался. Сейчас достаточно сложно объяснить это, потому что изначально вдохновением был сам проект. И, конечно, на меня сильно повлияла трагедия со Святославом Федоровым.
Artifex: Пропустить через себя такую глобальную тему, а потом еще и страшную трагедию довольно сложно для юного создания. Твое мироощущение явно не умещалось в рамки твоего возраста. С тобой так было всегда?
Да. Это мне помогает и сильно разрушает. Каждая песня – история. И для того чтобы ее написать, мне надо все пережить эмоционально. У меня есть песня «Пустота». И все, что я описываю там, я чувствую. Независимо от того, была это моя личная история или нет. В этот момент она становится моей.
Artifex: Если честно, твои клипы я стала смотреть только ради подготовки к интервью. Но не пожалела об этом, потому что посмотрела ряд настоящих мини-фильмов. Почему именно такой формат, и как ты их создаешь?
Я очень люблю путешествовать и, опять же, передавать свое мироощущение. И не люблю перегружать сюжетную линию. На сегодняшний день мне хочется показывать красоту природы и создавать нечто доброе, светлое. Несколько работ я снимала со своим другом Айханом Шинжином. Когда-то он был моим хореографом, приехал ко мне репетировать номер, а ему говорю: «Слушай, может, клип снимем?». И первую работу мы сняли на «мыльницу». Это было совершенно for fun. Потом мы с Айханом стали креативить, но нас не оставляло желание передавать красоту природы и делиться добром.
Artifex: Ты артист уникальной категории. Не страшно «нарваться» из-за своей открытости или не получить большого признания?
Немного страшно. Люди бывают разные, а я человек слишком открытый. Это опасно, но иначе я не умею. Вижу человека, влюбляюсь в него сразу - и все отдаю. Но круг друзей у меня узкий, и я не всех пускаю к себе. Предательств не прощаю вовсе, вторых шансов не даю. Просто я знаю: если человек предал тебя один раз, он сделает это еще. Я живу для тех людей, которые любят меня и с которыми наши чувства взаимны.
Artifex: Все, что происходит в твоей жизни, даже если мы говорим о предательстве, тебе потом мешает в творчестве или помогает идти вперед?
Это может меня вдохновить, а может исчезнуть из памяти так, словно ничего и не было. Даже имен предателей потом не помню! Правда! (смеется) Какое-то время, конечно, сильно «болею» ситуацией, а потом отпускаю.
Artifex: Оставим разговоры о грустном. Что хорошего тебе нужно пережить, чтобы получилась песня?
Мечты!
Artifex: О чем мечтаешь?
Я не рассказываю о своих мечтах (улыбается). Вынашиваю их в себе. Не столько боюсь сглаза со стороны, сколько того, что могу сама себя сглазить. Всегда требовательно к себе отношусь. Не гноблю, конечно! (смеется) Но знаю, что нельзя расслабляться. Как только начинаю себя хвалить, все валится из рук и получается совсем не так, как я представляла. Для меня мечта – это цель. Если в моей «больной» голове что-то родилось, то я начинаю движение навстречу к цели.
Artifex: Такой мечтой был дебютный альбом, правильно?
Я всю жизнь к нему стремилась. Изначально сказала: «Либо у нас все будет идеально, либо не будет никак». В таком случае не состоялась бы презентация альбома. Но так как я всегда ставлю задачи максимум, у нас все получилось. И 27 февраля мечта выпустить дебютный альбом сбылась. До сих пор не могу осознать, что мы сделали это! О любой песне могу рассказывать подробно, потому что с каждой связана целая история. Когда я была с приятельницами в Черногории, ко мне пришла та самая версия песни «Дыханием ветра». Просто подул теплый ветер. Я просто отправилась одна гулять по берегу. Мне потребовалось остаться наедине с собой, со своей душой и ветром. Как только во мне происходит это зарождение, я не могу спокойно жить! Начинаются мучения. Пока не допишу все до конца, не успокоюсь.
Artifex: Создание музыки для тебя мучение?
В какой-то степени. Но такое, что с ним - тяжело, а без него - еще хуже. Если долго не пишу, начинаю переживать, во мне появляется чувство тревоги. Когда приступаю к делу, то понимаю, что начала процесс и ищу правильную «дорогу». Каждая песня складывается отдельными кусочками, как пазл. Последний пункт – «завязать бантик» на получившемся. Это самый удивительный момент, когда понимаешь, что все готово. Мне сложно оценивать свои песни, как матери сложно оценивать своих детей. И я не могу сказать, есть ли у меня лучшая работа. Они разные. Это слушатели определяют, что им ближе.
Artifex: Есть ощущение, что ты служишь неким проводником творческой энергии?
Для меня все каждый раз начинается с чистого листа. Потому что у меня рождаются совершенно разные форматы! Я смешиваю стили, ведь сейчас наступило такое время, когда сложно создать что-то новое, если не экспериментировать. Я обнуляюсь.
Artifex: Ты много говоришь о том, что тебе помогает писать песни. А можешь ли ты заставить себя работать?
Нет. Это насилие над своей душой. Я ищу то, о чем могу рассказать. Говорят ведь, что автор исписался? Я настолько человеколюбивая, что пишу обо всем, что меня окружает. Могу создать образ человека и придумать про него несколько историй. Потом абстрагироваться, провести аналогию и написать песню на ассоциациях. Бывает, что на одну песню вдохновляет сразу несколько образов. Например, моряк, монах и мой друг-хореограф. Я собрала эти образы. Почему? Потому что они очень разные и сильные. Человек, который отрекся от всего земного, и моряк, который «слишком долго плавал» (смеется). На самом деле есть такой человек! Он очень поддерживает меня с самого начала. Очень любит свободу и напоминает мне ветер. И, наконец, третий – творческий человек, для которого мир безграничен. Я сложила три образа и написала очень провокационную песню, которая будет в следующем альбоме. У меня появилась идея пройтись по грани, но сделать это красиво.
Artifex: О чем бы ты никогда не стала писать?
О пошлости. Я не люблю пошлые и примитивные тексты. Я пишу о любви, мире, страсти, природе и стараюсь делать это красиво.
Artifex: Что бы ты не стала делать ради популярности?
Изменять себе. У меня есть принцип: я живу по совести и никогда себе не изменяю. Не смогу быть несвободной, потому что творчество в неволе – это не творчество вовсе. Художник должен быть свободным и голодным (улыбается). Я занимаюсь творчеством не ради денег. Я занимаюсь этим во имя искусства.
Artifex: Если ты занимаешься творчеством не ради денег и популярности, значит, уверена, что это приложится само собой к тому, что ты делаешь. Уверена в работе закона «твое всегда будет твоим»?
Есть вероятность что-то упустить. Думаю, постепенно моя аудитория придет ко мне. Всему свое время. Есть молодые артисты, которые очень болеют не за творчество, а за то, что у них мало подписчиков. Они хотят славы, признания и денег. Я работаю без фанатизма и с удовольствием. Думаю, это чувствуется. Хотя прекрасно понимаю, какую можно написать песню, чтобы обратить на себя особое внимание. Но я такую никогда не буду писать. Ее может спеть только Шнуров, наверное. Я такое петь не умею.
Artifex: Можно ведь продать...
Я не умею продавать.
Artifex: Ты жалеешь об этом или гордишься?
Очень часто об этом думаю. Мне интересно, как люди чисто коммерчески относятся к своему творчеству. Для меня это «дети», и мне сложно «продать» своего ребенка. Смогу только «родить» в подарок нового для кого-то, кто будет заниматься его развитием. Но мне надо почувствовать человека.
Artifex: Чего не хватает нашей музыке?
У нас очень сложно продвигать новый «саунд». Но наши композиторы и настоящие певцы способны лавировать в этой ситуации и сделать мягкий переход от простого к сложному. Нельзя взять и всем сказать: «Этого больше не существует, и мы это больше не слушаем!». Иначе это похоже на революцию.
Artifex: Твое творчество тогда и сейчас – в чем разница?
Во многом! Даже тот материал, который готовится сейчас, очень отличается от всего остального. Чем больше пишу, тем лучше получается. Это этап развития. Сейчас я понимаю, что новые работы гораздо сильнее в плане смысла, идеи и гармонии. Я чувствую, что расту.
Artifex: Это прекрасно! Спасибо за интервью!
P.S.: За интервью и за шоколадку – приятно ведь!