Скульптура швейцарского художника Урса Фишера «Большая глина №4» появилась в прошлом месяце на Болотной набережной в Москве. Ее установили перед новым культурным центром «ГЭС-2», принадлежащим фонду современного искусства V-A-C. Социологическая компания Russian Field провела исследование о том, как москвичи воспринимают новую инсталляцию и как в целом оценивают потенциал современного искусства в публичном пространстве Москвы.

Немного о скульптуре и ее авторе

«Большая глина №4» представляет собой отлитую из алюминия 12-метровую увеличенную в 50 раз копию комка глины, который автор разминал в руках. По задумке создателя скульптура отражает «саму суть творчества и осмысливает акт созидания и преображения материи в руках человека». Все скульптуры в серии «Большая глина» сделаны по одной технологии: сначала художник разминает куски глины, а потом делает из алюминия их увеличенные копии.

Швейцарский художник Урс Фишер знаменит тем, что создает свои скульптуры, живопись, инсталляции, используя необычные материалы — фрукты, хлеб, воск, различные повседневные предметы. А ключевая черта творчества Фишера — постоянное разрушение стереотипов и привычного восприятия. Например, художник соединял половинки груши и яблока, баклажана и луковицы, огурца и банана, подвешивал на нейлоновый шнур и оставлял гнить. Создавал скульптуры людей из воска в натуральную величину и поджигал их во время выставки. А одна из известных инсталляций художника — большая яма, сделанная в полу галереи и заполненная землей. Для работ Фишера характерны изменение и трансформация во время выставки, без контроля и вмешательства художника.

«Большая глина №4» в России проездом — на девять месяцев. Ранее она выставлялась в Нью-Йорке (2015 год) и Флоренции (2017). После Москвы скульптура отправится в другой город мира.

 

 

Экскременты, глина или бегемот?

Скульптура современного швейцарского художника Урса Фишера «Большая глина №4» появилась в Москве месяц назад и сразу вызвала большие споры и получила неоднозначную оценку. Одни увидели в арт-объекте нестандартное творческое решение с тайными смыслами, другие — кучу фекалий. Какое мнение популярно среди москвичей и что же на самом деле видят в скульптуре, выяснила социологическая компания Russian Field.

Для этого Russian Field опросили 800 москвичей. Первый вопрос был об ассоциациях. Самой распространенной является ассоциация с экскрементами — респонденты по-разному называют продукт жизнедеятельности людей и животных. Треть опрошенных уверены, что «Большая глина №4» вовсе не глина, а куча д***ма или г**на. Причем и мужчины, и женщины всех возрастов солидарны в своем выборе.

Однако 11,5% горожан все-таки подчеркивают, что скульптура представляет собой именно глину, а 6,3% увидели вместо глины пластилин. 7,5% опрошенных москвичей ассоциируют скульптуры с крупными животными (бегемотами, крокодилами, слонами и тиграми), а также змеями и рыбами. Причем представительницы женского пола находят в «Большой глине» черты животных несколько чаще, чем мужчины.

 

 

Арт-объект не оценили.

Большинству — 77,4% скульптура не понравилась. Однако москвичи хотели бы разобраться в таинственном смысле «Большой глины». Так, 31,4% участникам исследования интересно узнать, что именно означает новая московская инсталляция. По результатам исследования Russian Field, москвичи имеют тягу к пониманию современного искусства — пусть даже из любопытства. Нельзя говорить о тотальном непринятии новых, относительно непонятных инсталляций, которые все чаще появляются в столице.
74% участников опроса не считают инсталляцию на Болотной площади произведением искусства. Лишь 17,5% считают «Большую глину» произведением искусства. Доля «ценителей» современного искусства невелика среди опрошенных москвичей — для большинства жителей столицы такого рода объекты по-прежнему в диковинку и ассоциируются с чем-то совершенно непонятным и неестественным.

 

 

Искусство должно быть красивым

У москвичей высокие требования к произведениям искусства. Основным критериям стала красота, привлекательность. Так, 20% опрошенных полагают, что любое произведение искусства обязано быть красивым. Для 17,5% респондентов наиболее важным является критерий понятности и наличия смысла. Если же смысл произведение искусства непонятен респондентам или слишком тяжел, то сам объект перестает быть причастным к «прекрасному».

6,9% участников исследования обращают внимание, что настоящее искусство должно развивать в человеке чувство прекрасного. 2,6% считают, что критериев для произведений искусства быть не может. А 2% опрошенных москвичей уверяют, что основной критерий для творчества — это его уникальность и оригинальность. Любая художественная работа должен быть неповторимой, непохожей на все то, что было создано до нее.

 

 

Современное искусство и москвичи

Несмотря на негативный опыт, большинство горожан готовы видеть объекты современного искусства в таком популярном общественном пространстве как Болотная набережная. Горожане не против, чтобы данное место стало сосредоточением современного искусства в Москве, а может и во всей России.

 

 

Негативно настроены к такой идее заметно меньшее число опрошенных. Более консервативны граждане, неготовые воспринимать современное искусство вообще: его форму, а также замысел. Традиционные картины и памятники для них привычнее новых форматов искусства — «Большая глина №4» для них всего лишь «еще один сорт г***на».

 


Автор: Екатерина Тимофеева


Автор иллюстраций: kosmobro