Представьте, что по-настоящему интересное современное искусство «со смыслом» стало демократичным и доступным даже человеку со средним уровнем доходов. К этому прибавьте громкую музыку, алкоголь, толпу счастливых, амбициозных молодых людей и отличное настроение. Заинтригованы?
Стрит-арт аукцион Artoholics во второй раз прошёл в Москве в минувшую пятницу, 15 сентября 2017 года. Приятная атмосфера Soulful Loft, находящегося в самом центре столицы, располагала к настоящему веселью и удачным торгам.
На этот раз организаторы подсыпали щепотку перца – все непроданные картины сжигались! Эта пикантная подробность заставляла биться чаще сердца художников, за чьи картины публика пришла побороться в этот вечер. Кстати, в этот раз в аукционе принимали участие друзья Artifex – художники Сергей Самородов и Дмитрий Абросимов aka Dimson.
Нам посчастливилось выяснить все детали во время разговора с одним из организаторов и идейным вдохновителем проекта. Роман Лыч – художник, а также арт-директор Artoholics – рассказал нам, зачем же всё-таки сжигать картины и чем новый аукцион отличается от Сотбис.
Artifex: Как родилась идея стрит-арт аукциона?
Участники нашей команды – давние друзья. В один момент к нам пришло понимание того, что мы можем не просто пить каждую пятницу в баре, а делать при этом ещё что-то интересное и полезное. Грубо говоря – нам приелась рутина. Вот и решили совместить всеми любимое пьянство с популяризацией искусства. Выглядело это примерно так: между двумя стаканами мы подумали «А почему бы не аукцион?»
Artifex: В чём заключается концепция проекта?
Искусство – людям. И искусство со смыслом, который понятен каждому. Мы продаём идеи, а не имена. Первое рабочее название было панк-аукцион. Дерзкий, необычный, андеграундный, как субкультура. Нам хотелось сделать что-то новое. Аукцион не в общепринятом смысле. Внести в него нотку веселья, вечеринки, развлечения. Можно сказать, что мы сделали ход конём и создали анти-аукцион.
Artifex: Чем вы принципиально отличаетесь от других аукционов?
Демократичностью. Представьте классический аукцион вроде Сотбис. Приезжают серьёзные дяди и тёти, ценники заоблачные, никакой веселухи. Я как-то поинтересовался, заглянул в аукционную книгу, чтобы заценить прайс, и понял, что такие суммы просто неподъемны для моего круга общения. Если у тебя нет хотя бы 200 тысяч в кармане, тебе там делать нечего.
А ведь есть, во-первых, художники, которые делают качественный продукт с идеей, но не могут пробиться наверх, а во-вторых, есть простые люди, которые хотели бы иметь у себя дома произведение искусства, но у них средний заработок. И помимо Leroy Merlin, где продают машинки и зебр, идти-то особо и некуда. Ну, или ROOMER, как вариант.
Чтобы попасть на наш аукцион, не нужно быть в арт-тусовке, иметь миллион подписчиков в Instagram или большие сиськи. Достаточно быть талантливым и создавать интересные картины с идеей. Мы делаем искусство доступнее: как в финансовом плане, так и для понимания зрителя.
Artifex: По какому принципу вы отбираете участников аукциона?
Люди сами пишут нам. И берем почти всех, за редким исключением. Мы не хотим отказывать всем направо и налево. Но бывают случаи, когда работы откровенно ни о чём. Например, иногда приносят реплики известных произведений. В таких случаях мы просим попробовать нарисовать что-нибудь своё, уникальное, а в продаже, естественно, отказываем.
Или если работа абсолютно без идеи. Скажем, если перед нами просто хорошо сделанный натюрморт, мы вряд ли его возьмём, ведь в нём нет ничего особенного – ни идеи, ни того, что может тронуть до глубины души. Если у художника просто классная техника, он хорошо рисует, но не может предложить идею – наверное, нет, это не к нам.
Artifex: А есть ограничения в направлениях?
Всё-таки у нас стрит-арт аукцион, так что мы стараемся быть немного вне классического искусства. Но важнее – конечно, идея, а не способ её реализации. Нам кажется, что в каждой картине должна быть понятная классная мысль. Чтобы зритель посмотрел и сказал: «А! Вот это круто!», а не «красиво, прямо как фотография».
Однако в этот раз мы взяли несколько чисто интерьерных работ. В них нет ярко выраженной идеи, но мы хотели проверить, насколько людям нужна просто красота.
Artifex: Вы позволяете себе какую-то оценку уровня художников?
Мы абсолютно не смотрим на регалии. У нас решает талант, а не имя художника. Если он очень модно нарисовал одну полоску сверху вниз, то мы это не возьмём.
Artifex: Кто определял, что работа недостойна?
Двое из нас – я и ещё один художник - Константин Чирков, в своё время преподававший в Британке. Наш субъективный взгляд решает, кто попадёт на аукцион, а кто - нет. Мы не упираемся в технику, а смотрим на саму идею.
Artifex: Сколько художников участвовало в аукционах?
В первый раз их было 21. Причём картин было намного больше, чем участников – мы лишь потом ввели ограничение в три работы от одного участника. Причём «срезали» мы примерно половину из почти 50 заявок. Ко второму аукциону качество заметно подросло. В этот раз – 43 художника и 103 картины.
Artifex: Как часто вы собираетесь проводить мероприятия?
В идеале - каждые три месяца. Первый был в июле, второй – в сентябре. Планируем поддерживать этот ритм. Тем более, скоро закончится сезон, на досках больше не покатаешься, появится много времени на планирование и организацию аукционов.
Artifex: Уже есть мысли насчёт следующего аукциона?
Кардинально ничего менять не планируем. Есть некий вектор развития, к чему хотелось бы в итоге это всё привести. Думаем двигаться в эту сторону. Искать новых талантливых ребят, которые могут и хотят делать крутые вещи, собирать их вместе, знакомить, а также – делать искусство доступнее.
Artifex: Главной «фишкой» в этот раз стало сжигание непроданных картин. Как родилась эта идея? И главное – зачем?
Это был стимул нести классное. Потому что если художник в себе не уверен, но выставляет картину за достаточно высокую цену, исходя из своего эго – ну, что ж, его ждёт разочарование. Так что это, в какой-то степени, элемент самокритики. И способ узнать мнение других: «Я могу вот так! Что вы думаете об этом?». Это стимулирует нести интересные работы.
На первом аукционе этого не было просто потому, что идея пришла чуть позже. Сделав первый аукцион, мы набили немножко шишек, поняли, как нужно работать, и во второй раз ввели нотку риска. При этом, если кто-то отказывается, мы уже можем себе это позволить. На нет и суда нет.
Artifex: Из кого состоит ваша команда?
В команде Artoholics далеко не все художники, но все - старые друзья. Нас семеро и мы абсолютно из разных сфер.
- Роман Лыч – арт-директор в крупном агентстве, голова, руки и душа всего движа;
- Александр Мещеряков - работает в сфере IT, он очень крутой инженер, который выручает нас с воплощением идей;
- Сергей Климов - копирайтер, который пишет, придумывает и продвигает;
- Александр Цибизов - аналитик, помогает держать все под контролем - финансовым и организационным;
- Юрий Казачков - пилот вертолетов, дронов, конструктор, ведущий и организатор нашего аукциона;
- Константик Чирков – супер-талантливый художник, иллюстратор и тоже растущие откуда надо руки проекта;
- Дмитрий Ширяев - тоже рекламный арт-директор, помогает с помещениями, пиаром и работой с художниками.
А еще - куча наших друзей, коллег, художников, которые с первого аукциона стали лояльными к нашей истории и помогают с площадками, музыкой, спонсорами и советами.
Artifex: Что заставляет вас улыбаться, когда грустно?
Всегда радует именно результат какой-то деятельности. Мне всегда нравится работать над чем-то глобальным, а потом видеть, чем это заканчивается. Я получаю удовольствие от реакций других людей на результаты наших усилий.
А ещё, если не очень серьёзно – катание на мопеде или доске. Порой едешь и улыбаешься самому себе. ☺