Ими хотят любоваться. На них тратят уйму денег. Ими восхищаются на модных показах. Они играют главную роль в жизни женщин, а мужчины обожают снимать их с желанных женских тел. Платья с древних времен - это не только одежда, олицетворяющая красоту, изящество и сексуальность, но и настоящие произведения искусства.
Американская художница Карен Ламонт (Karen LaMonte) создала целую серию скульптур, воспевающих красоту этого предмета гардероба. Материалом стала не традиционная ткань, а самое настоящее стекло! Стеклянные платья, представляете? Почти как ледяной дом из истории правления Анны Иоановны!
Все платья коллекции представлены в полную величину. Когда смотришь на всё это великолепие, кажется, что каким-то магическим образом женщины из туалетов упорхнули, а платья замерли в позах их изящных фигур. Одежда такая невесомая и прозрачная, что, кажется, не составило бы никакого труда разглядеть прелести женского тела, останься оно в этом великолепном наряде. Это и неудивительно, ведь Карен ваяет свои скульптуры в два этапа. Сначала делается манекен женского тела, по которому выполняется внутренняя часть работы, а затем снимает шаблон с одежды – это уже для внешней части платья.
Сначала Карен практиковалась в шитье стеклянной одежды для марионеток, но наряды получались слишком уж крошечными и игрушечными. Кроме того художницу интересовали вопросы несоответствия естественной и «социальной» кожи людей - одежды, которую мы все носим, чтобы спрятать и защитить себя настоящих от любопытных глаз окружающих.
После получения в 1999 году стипендии Фулбрайта Карен Ламонт смогла продолжить свою работу в Чехии и начать делать платья из литого стекла. Самым первым её творением стало «Синее платье» (Blue Dress), которое находится сейчас в коллекции Музея Стекла (Corning Museum of Glass).
В этом же году художница создала крупномасштабную скульптуру «След» (Vestige).
Искусствовед Артур Данто писал об этой работе в своём эссе:
«Платье принадлежит к какому-то моменту истории, который показывает, как женщина одета в определенный момент времени. Вскоре носящая это платье женщина постареет. Существует двойная меланхолия - меланхолия моды и меланхолия телесного изменения, от брачного возраста к дряхлости. Грудь упадёт, талия расплывётся, кожа потеряет прозрачность и свечение. Острота платьев Ламонт является произведением двух режимов изменения, в которых мы принимаем участие как человеческие существа, состоящие из плоти и смысла. Их поэзия есть поэзия красоты и потери»
Карен Ламонт воспринимает одежду как некий разделитель между личным и общественным пространством, а также как символ прозрачности и скоротечности. Если углубляться в этот вопрос, то даже кимоно, а ему посвящена целая серия стеклянных скульптур.
Для Карен - не просто одежда, а социальный язык, на котором говорят в Японии. Как видите, Ламонт – не только художница, но и настоящий философ!
По-философски она подошла и к воп35467,35468,3546росу, откуда у неё берутся все эти странные творческие идеи.
«Откуда берутся идеи? Они приходят из мозга. Когда Артур Данто спросил меня, как у меня появилась идея сделать литое платье, и я ответила: «Не знаю, я просто хотела сделать платье», я почувствовала, что это был действительно жалкий ответ, и что мне нужно было узнать настоящий ответ. Так что я написала Оливеру Саксу, известному нейрохирургу, и спросила у него, откуда приходят мои творческие идеи? Он ответил, что из левой передней доли мозга», - смеётся художница.
Приятно и радостно, когда люди относятся к своему делу так, как Карен Ламонте. Она не просто создает красивые скульптуры, а вкладывает в них смысл. Её работы – настоящие исследования на грани искусства и философии, которые запечатлевают красоту в чистом виде.
Платья Ламонт - это не бездушные музейные экспонаты, которые были созданы ради эпатажа или необычности формы. Они могут быть самой настоящей «одеждой» для мысли человека разумного, любознательного и задающего самому себе множество вопросов.