Во «Вратах Ада» должны были слиться воедино почти все шедевры Огюста Родена (1840-1917). Самая амбициозная и долгая его работа, которая, к сожалению, так и не увидела свет.

Роден работал над ней почти тридцать лет, постоянно менял композицию, добавлял и изменял фигуры. И в итоге «Врата Ада» были отлиты уже после смерти автора.

Это был государственный заказ. Портал для нового здания музея декоративного искусства в Париже, которое, к слову, так и не построили. Известно, чем вдохновлялся Роден. Это «Золотые врата» Баптистерия во Флоренции авторства Лоренцо Гиберти. Их ещё называют «Врата Рая» за их красоту.

 

 

Но Родену было не до Рая. Он жил уже в совершенно другую эпоху. А заканчивал своё творение в период Первой мировой войны, когда все мечты о Боге и о Рае были отброшены и забыты. Остался только ужас смерти и торжество плоти. Просто представьте себе какое впечатление должно было производить на зрителя творение Родена. «Врата Ада» должны были достигать двенадцати метров в высоту. Это четырёхэтажный дом! И вот, вы подходите к ним, хотите открыть и видите вот это!

Наука лепки была усвоена скульптором на отлично. Именно объём тут выстраивает все линии. Композиция кажется жидкой, изменчивой, все фигуры вырастают из фона, вырываются из него и буквально готовы броситься на вас.

 

 

И это вы, зритель, в Аду, в самом его центре, вам отчаянно хочется выбраться, увидеть свет, но всё движение скульптурной композиции упорно тянет вас на самое дно!

Пройдёмся по деталям. Они тут очень важны. Это не только ощущение века. Это ещё и биография скульптора, его философские взгляды, его литературные предпочтения. Ясно, что в основе сюжета всей композиции лежит «Божественная комедия» Данте Алигьери. А, если говорить точнее, его «Ад»:

«Я увожу к отверженным селеньям,
Я увожу сквозь вековечный стон,
Я увожу к погибшим поколеньям.
Был правдою мой Зодчий вдохновлён:
Я высшей силой, полнотой всезнанья
И первою любовью сотворён.
Древней меня лишь вечные созданья,
И с вечностью пребуду наравне.
Входящие, оставьте упованья»

Такая надпись венчает врата Ада у итальянского поэта, и именно из этой фразы родился замысел великого скульптора. Ад был сотворён в любви. И да, именно любовь задаёт тон всей Преисподней Родена.

 

В начале по бокам врат должны были располагаться фигуры Адама и Евы. Но эта идея была отринута. Вместо этого мы видим изображение «Вечной весны». Одной из первых великих скульптур Родена. Поцелуй уводит нас вверх. Это полёт любви, то ощущение лёгкости, воздушности, которое дарит нам любовь.

 

 

А наверху три фигуры. «Три тени». Изначально это было изображение Адама, Но Роден изменил замысел. Три фигуры идентичны. Их затягивает в воронку преисподней. Вот тут и начинается движение.

Вас отбрасывает в Ад, затягивает в воронку вместе с тремя тенями. Взгляд скользит вниз и вы видите знаменитого мыслителя. Это, между прочим, изображение Данте Алигьери.

 

 

Есть только одна странность в этой фигуре. Обычно, когда мы думаем, мы расслаблены, нашему мозгу не до напряжения мышц, он занят другим. Если мы нервничаем, переживаем, то могут быть напряжены руки, плечи. Но не всё тело! Ведь тут перед нами не итальянский поэт конца XIII — начала XIV века. Перед нами сам «Мистер Олимпия», Арнольд Шварценеггер бы от зависти умер.

 

 

Но это не просто гротеск, у Родена всё не случайно. И тело мыслителя становится зеркалом, в нём отражается движение его мысли. И мысли эти тяжелы. Печален и напряжен его взгляд. И смотрит он не только на Ад, но и на вас, на зрителя. И от этого взгляда вас как будто отбрасывает ещё ниже, в самые недра преисподней.

 

 

А композиция разрастается, и из ткани врат вылезает фигура, которая отчаянно хочет выбраться наружу. «Я не вижу ничего, кроме бесконечности, и мой разум наполнен страхом падения,» — говорил Роден. И скульптура Икара превращается в падшего ангела, любовник превращается в падшую душу, которая пытается вырваться из бездны, но вот-вот сорвётся вниз.

 

 

А ниже в Аду у нас сама любовь. Это «Амур», Роден дополнил его женской фигурой. Паоло и Франческа, известная трагическая история любви которых описана у Данте, тоже тут. А чуть выше нам рассказана история Графа Уголино и его сыновей. Вот она плоть, пожирающая сама себя.

 

 

Данте видит Уголино в 9-м кругу Ада, II поясе, предназначенном для предателей родины и единомышленников:

«...тут глазам моим
Предстали двое, в яме леденея;
Один, как шапкой, был накрыт другим.
Как хлеб грызёт голодный, стервенея,
Так верхний зубы нижнему вонзал
Туда, где мозг смыкаются и шея»

По его просьбе каннибал отвлекается от своей жертвы — архиепископа Руджиери и рассказывает Данте свою историю: о том, как его с сыновьями пленили и заточили в башню. Уголино безумно страдал от голода и начал грызть свои пальцы. Сыновья предложили ему себя: «Отец, ешь нас, нам это легче будет; / Ты дал нам эти жалкие тела,— Возьми их сам; так справедливость судит». И именно этот момент изображает Роден.

Но это не просто Ад. Это Ад самого скульптора. Ад любви. Не случайно композицию венчают изображения его любовниц. Розы Бёре и Камиллы Клодель. И эти истории любви буквально пропитаны несчастьем. Роза, постоянно страдавшая из-за измен своего любовника, и Камилла, доведённая Роденом до сумасшествия.

 

 

Камилла, которая долгое время была главной моделью и спутницей Родена, очень тяжело переживала расставание. Она чувствовала себя брошенной и забытой, заперлась в маленькой квартирке недалеко от мастерской. Не ела, никуда не выходила, никого не принимала. И целыми днями она что-то ваяла из глины, а после разбивала свои произведения на куски молотком.

В 1905 из-за постоянных нервных срывов у Камиллы Клодель развилась паранойя и обострилась мания преследования. Она была уверена в том, что Роден выставляет в салоны ее работы, выдавая их за свои. Алкоголь усиливал болезнь. Она писала, что Роден подсылает к ней убийц...

В конце концов несчастную насильно поместили в психиатрическую клинику, где она провела всю оставшуюся жизнь. Когда Роден пришёл навестить Камиллу, у неё произошёл очередной серьезный срыв, после чего врачи запретили ему всякие посещения. Ведь в том, что она попала в психушку, по мнению Камиллы, вполне справедливому, был виновен именно Роден.

 

 

И «Врата Ада» Родена стали обвинением самому себе. Любовь вдохновляла скульптора на великие творения, но его любовь приносила огромные несчастья, всем, на кого была обращена. Да, именно в любви был сотворён его Ад!