«Неважно, как выглядит искусство, главное — как используется. Я хотел выйти за пределы просто оптического и включить тактильные качества восприятия»
© Франц Вест
Всю свою жизнь талантливейший представитель современного искусства Франц Вест (Franz West, 1947—2012) жил и работал в Вене. Карьера художника началась в середине 1960-х, когда местное движение под названием «акционизм» было на пике популярности.
Своими работами художники тех лет старались ответить на вопросы: «Как я исследую мир, и что я могу сказать об этом? Какую часть искусство играет во всем этом? Что фактически является искусством?». Своим появлением Франц Вест положил начало крайне инновационному направлению, которое занимает особое место на международной арт-сцене.
«В своих работах художник старается вести диалог со зрителем, рассматривая все его возможные реакции как необходимые и интегральные части к каждой скульптуре, инсталляции или работе из бумаги. Таким образом, Вест рассматривает все свои работы как приглашение к взаимодействию. Такое взаимодействие может быть не только физическим, когда посетитель присаживается на мебель необычной формы или исследует фактуру предмета, но также ассоциативным, требующим размышления», — эта длинная цитата взята из буклета, выпущенного музеем к первой выставке Франца Веста после его смерти.
И теперь, немного познакомившись с идеями, которые художник воплотил в своих работах, можно перейти к главным из них.
Веста, за неординарность работ, часто ассоциировали с земляком Зигмундом Фрейдом. Взять хоть «Венскую сосиску» — Sitzwurste — необычную скамейку, стоящую на берегу реки, или «Головы лемуров» (Lemur group). Однако не всё так просто. Акционизм как направление подарил искусству динамику. Сама же «акция» или «искусство акции» становится общим понятием для тех художественных практик, в которых акцент переносится с самого произведения на процесс его создания. В акционизме художник, как правило, становится субъектом и/или объектом художественного произведения. Родственными и более известными формами являются хэппенинг, перформанс, эвент, искусство действия, искусство демонстрации и ряд других.
Ранние работы Веста были наглядным пособием по ознакомлению с этим направлением. Суть акционизма заключается в получении реакции зрителя путём взаимодействия. Реагировать публике, разумеется, нужно на необычность того или иного арт-объекта, отличительной особенностью которого стала возможность трогать то, что видишь. Поэтому коллажи, перформансы, скульптуры Веста пришлись как нельзя кстати.
В 1970‑е годы Вест начал создавать небольшие скульптуры, вся серия которых получила название Adaptives. Они представляют собой гипсовые объекты, считавшиеся завершенными только после того, как зритель совершал с ними определенные манипуляции. Например — переносил с места на место, переставлял в другом порядке, в общем, если «оставлял свой след».
Эти первые работы были выполнены в технике папье-маше или из гипсокартона, следующие — в технике полиэфира, а с конца 1980‑х художник начал отливать свои работы из алюминия.
Поздние работы Веста отличаются тем, что они обрели больший масштаб. В концепцию творчества художника входила идея о создании особых инсталляций с использованием мебели. Разноцветные и комфортные стулья, кушетки, диваны, создаваемые Вестом, были призваны трансформировать любое выставочное пространство в особую, располагающую лаундж-зону. Вест хотел, чтобы публичное место, где расположен его арт-объект, становилось более раскрепощённым, менее сковывающим и обязывающим – и неважно, частная ли это галерея или государственный музей. Главное, чтобы его творения располагали зрителя к наслаждению искусством.
Среди знаменитых работ Веста числится группа фигур Parrhesia (Freedom of speech). В этих девяти скульптурах Вест собрал различные формы, установленные на постаменты, на которые нанес цветовые пятна в виде стекающей по поверхности краски. Название обозначает «the speak everything», то есть имеющее отношение к свободе слова и смелости говорить все, что ты думаешь, даже когда подвергаешься риску. Многоголосый хор скульптур Веста призывает к демократическим идеалам «свободы слова», для выражения которой существует множество путей.
Почему же работы Франца Веста лучше смотреть вживую, а не через интернет?
«Когда обходишь вокруг эти «куски бетона», то поражаешься, как эти выпуклости и силуэтные профили оживают на глазах. Ты все время видишь то ухо и щёку, нос, то подбородок, лоб. А главное — как только разглядишь физиономию, она исчезнет. В какой-то момент голова может выглядеть женственной, а в другой – окажется мужской. Головы – если они действительно головы — кажется, разговаривают друг с другом. Они будто бы наслаждаются собой, делятся своими мыслями, спорят между собой, обращаются к нам и отворачиваются. Это и напоминает нам, что искусство Веста — о разговорах», — говорится в одном из обзоров авторитетного издания The Guardian.
Мы можем предоставить слово и самому Францу Весту:
«Я рано понял, что просто визуальный опыт художественных работ был, так или иначе, недостаточен. Я хотел выйти за пределы просто оптического и включить тактильные качества восприятия. Мои работы не вещи, на которые только смотрят, но вещи, которыми зритель приглашен воспользоваться. Было много теорий искусства, которые пробуют сломать границу между искусством и миром, но я не нахожу, чтобы такие попытки были особенно значащими. Искусство остается искусством. Можно думать, что я пробую вывести художественный объект в мир, так как мои работы иногда, как кажется, имеют практическую функцию, но в действительности все дело обстоит как раз наоборот: бытовые вещи, при обусловленных особых обстоятельствах, могут войти в царство искусства. И, фактически, как только они вошли в это царство, они уже есть искусство»
На протяжении более чем трех десятилетий Вест экспонировался на главных мировых выставках.
Он был участником выставок Documenta IX (1992) и Documenta X (1997) в немецком городе Касселе, Венецианской биеннале современного искусства (1988, 1993, 1997, 2003, 2007, 2011).
Его работы выставлялись в крупнейших музеях мира, в том числе Музее современного искусства в Нью‑Йорке, Музее искусства Королевы Софии в Мадриде, в Кунтсхалле в Вене и других. В 2008 году ретроспектива художника прошла в Музее искусств в Балтиморе (США), откуда потом переехала в Музей современного искусства округа Лос‑Анджелес.
В Москве его работы можно было видеть на выставке «Австрия, давай!», которая проходила в Музее архитектуры в 2011 году.
Франц Вест скончался 26 июля 2012 года в одной из больниц Вены на 66-м году жизни. Смерть австрийского художника и скульптора наступила от последствий хронического инфекционного гепатита, от которого Вест страдал много лет.
Автор: Полина Иноземцева