Что мы знаем о стрит-арте? Люди не ходят на посвященные ему выставки, не обсуждают новые работы известных художников. Что мы знаем о каллиграфии? Мало кто вообще думает, что это самое настоящее искусство.

Молодой художник с творческим псевдонимом Покрас Лампас, представитель движения «каллиграфити», объединил в своём творчестве уличную культуру и технику красивого письма.

Арсений Пыженков – каллиграф из подмосковного города Королев. Стрит-артом он увлекся в 15-16 лет, не предполагая, что к своим 27 станет одним из самых известных представителей данного направления в искусстве.

 

Каллиграфия серьёзно увлекла Покраса почти восемь лет назад. На усердную работу над стилем и техникой его вдохновляли иностранные художники, такие как Нильс Шу Мёльман и Luca Bercellona.

Покрас – самоучка. Он не ходил на мастер-классы, не оканчивал художественных школ и академий – всё постигал сам. Основной задачей художника было выработать свой собственный стиль, не уйти в подражание и копирование. Он не изучал академических правил каллиграфии, а писал, используя собственные чутьё и фантазию.

Основной принцип его работ – импровизация. Художник считает, что эскизы и наброски не позволяют создать тот оригинальный и запоминающийся образ, к которому он стремится. Поэтому Покрас с радостью участвует в живых перформансах на различных мероприятиях (перформансы на показе UOT Lena Maximova, VK-фестивале и для бренда YSL).

Множество работ Покраса выполнены в стиле каллиграфутуризма. Его придумал сам художник, и он является экспериментом на тему будущего каллиграфии. В основе каллиграфутуризма лежат нечитаемые шрифты - символы множества алфавитов и придуманные лично художником.

Казалось бы, футуризм и каллиграфия – две несовместимые вещи.

Футуризм в живописи – прообраз искусства будущего, разрушение сложившихся культурных стереотипов. В картинах футуристов главное – движение и скорость. Каллиграфия же – это искусство красивого и чёткого письма. Покрасу удаётся совмещать данные направления в своих работах, не теряя лёгкости написания и энергии движения, свойственных футуризму.

«Что будет, если почувствовать флоу арабской вязи, ритмику и стройность европейской готики, лёгкость италика плоской костью и чёткость, звонкость японской типографики? Добавить туда уличного стрит стайла, ориентала и ацтекских символов, современных инструментов, новых цветов - и работа готова. Таким я вижу каллиграфутуризм. Баланс культуры, искусства и техники. Это не манифест и не концепция», – пишет Покрас о собственном стиле на публичной странице Vkontakte.

Действительно, когда смотришь на работы каллиграфа, то видишь что-то своё в этих литерах смешанных языков и стилей, легкого дыхания академизма в союзе с экспрессией и веянием современной каллиграфии. Работы Покраса завораживают четкостью и в то же время абстрактностью композиции. Буквы и символы, сплетающиеся в круги, напоминают новую интерпретацию спирали Фибоначчи и, возможно, поэтому так гармоничны.

Именно отхождение от академического стиля делает каллиграфию художника такой запоминающейся. Футуризм легко заметить во множестве изогнутых или чётких линий, дополняющих символы и создающих ощущение движения и нескончаемой энергии. В работах Покраса можно увидеть влияние европейских каллиграфов, но с добавлением самобытности реалий российской художественной среды.

Полотна каллиграфа выставляются по всему миру, это инсталляции в Петербурге и Москве, выставки в Сеуле и престижной Opera Gallery в Дубае.

Для выставки в столице Объединенных Арабских Эмиратов была создана новая серия картин, которая и положила начало каллиграфутуризму в творчестве Покраса.

Художник сотрудничал с Nike и Mercedes-benz, Tele2, Reebok и «Мегафоном», создавал образы для коллекции одежды Dries Van Noten для парижской Недели моды. Он соглашался на настоящие авантюры: расписывал туннель Атриума, крышу в португальском городе Луре, которая представляет собой инсталляцию площадью 1200 квадратных метров.

Одним из самых значимых проектов в творчестве Покраса является самая большая каллиграфия в мире на крыше бывшего завода «Красный Октябрь». Её размер составил 1625 квадратных метров, а на создание было потрачено 730 литров краски и два дня работы. Данную каллиграфию видно даже из космоса.

Надземный переход от Курского вокзала к Атриуму – самый сложный российский проект Покраса. Стены и пол туннеля покрыты переосмысленными современным искусством цитатами Маяковского, Родченко и других русских авангардистов.

Дом моды FENDI пригласил Покраса расписать крышу Дворца итальянской цивилизации в Риме. Само здание, являющееся памятником архитектуры и выполненное из мрамора, расписывать было нельзя. Поэтому на крыше построили специальный настил, на котором разместилось послание творцам, «желающим создавать новое и связывать различные культуры и поколения вместе».

 

 

Все свои глобальные проекты Покрас выполняет в одиночку, сам пишет трёхметровые буквы на португальской крыше, расписывает спорткары Lamborgini, Ferrari и Shortcut. Художник говорит, что большие проекты дают силы двигаться дальше, «расправляют крылья за спиной». По его словам, «…у творчества нет единого верного пути и единой миссии, но оно всегда зависит от духа времени и отражает его».

Путь Покраса в искусстве – это постоянная борьба с собой и преодоление личностных пределов. Своим творчеством художник не только бросает вызов академической каллиграфии, но и стремится показать молодому поколению синтез стрит-арта и каллиграфии в новом свете, донести до публики всю художественную ценность уличной культуры.
 


Автор: Анастасия Фатуева