Дерзкие мазки, экспрессивные пятна и богатый ассортимент разноцветных линий. Художник и граффити-райтер Анатолий AKUE рисует очень оригинальные абстрактные картины. Для него не имеют значения технические приёмы и фотографическая точность, главное – это создавать «живые» произведения, которые будут «цеплять» зрителей.

Анатолий АKUE – это ещё один участник выставки #Проект 64, репортаж о которой мы опубликовали ранее. Специальному корреспонденту Алине Кроткой удалось пообщаться с художником о его творчестве и взглядах на жизнь.

 

Artifex: Добрый день! Мой первый вопрос относится к выставке #Проект 64. На ней представлена одна из ваших картин – абстракция «Перемены». Расскажите о ней подробнее.

Доброго дня. Первоначально эта картина участвовала в проекте Format 1. Тема называлась «Перемены», и я решил сделать что-то новое. Выяснилось, что для этого нужно было просто оглянуться вокруг и использовать инструменты настоящего. Ими оказались заправки для маркеров, акрил и кисти… Так в моей жизни появились абстрактные живописные работы. :)

Правда, там есть отпечаток прошлого: надпись Changes на английском – это пример старых форм, которые я использовал в граффити.

Artifex: Ещё не могу не спросить вас о псевдониме, под которым вы работаете. Как он появился?

Он является результатом трансформации разных имен, которые я писал на стенах.

Artifex: Людям кажется, что абстракция – это очень просто, даже элементарно. Что вы можете им возразить на это?

Это очень интересная тема, ведь тут люди переходят из сознательных процессов в бессознательные. Мы привыкли воспринимать мир формами, глазами, контекстом, поэтому многие хотят видеть это в картинах. Хотят, чтобы всё было просто, красиво и понятно; чтобы не приходилось додумывать и копаться в этом. Это привычка, так нам проще воспринимать мир.

Недавно, например, я приглашал друзей порисовать вместе. Это были люди, которые не каждый день сталкиваются с изобразительным искусством. И у многих возникал ступор. Вопросы, как, и о чём рисовать. Поэтому работа с формой, цветом и радостным размазыванием красок по холсту не является такой уж простой. Людям еще нужна оценка подобного, что сковывает процесс. В общем, много интересного всплывает, у каждого свое приключение.

Сейчас открывается проект в Омске, который зрел долгие годы и проявился именно благодаря абстрактным работам, тесно связанным со своего рода арт-терапией. Вся его суть в том, что я приглашаю человека порисовать со мной на одном круглом листе оргалита. Мы создаём вместе одну картину: без подготовок, прокачки техники, обучения работе с цветом, формой, и так далее. Здесь нет оценок, задач и ничего не правильного в любом движении кисти или шпателя. Зато много интересных моментов. Каждый может обнаружить страх сделать первый шаг, боязнь определенных цветов, негативной оценки результата.

 

То, что это одно пространство, и оно круглое, создает атмосферу общности и целостности происходящего – собственно, учит работать с повседневными похожими привычками ума.

В данном проекте я буду делать половину, а остальное пространство предоставлять другим людям, не заполняя его целиком. Надеюсь, проект будет путешествовать, а сам принцип будет актуален. В результате можно сделать выставку из работ, созданных таким образом.

Artifex: Как называется этот проект?

Называется он Середина/SEREDINA.

Artifex: Я знаю, что большинство известных абстракционистов прекрасно умели рисовать в традиционном реализме, детально воссоздавая объекты… А вы владеете этой техникой?

Порой я думаю обучаться, но меня больше интересует тема произведения и его составляющие истории. Поэтому, если ты умеешь хорошо рисовать, но за красивой картинкой нет истории и опыта, то в этом мало смысла. Технически сейчас можно выполнить работу любой сложности. Есть все инструменты для этого, но «живые» картины я встречаю редко. С абстракциями все честно – или цепляет, или нет.

Artifex: Как вы настраиваетесь на нужный лад, чтобы написать картину? Что вам в этом помогает?

Помогает неспешность, подготовка к процессу. Главное − создать условия для творчества и собрать все по деталям. Тогда это, как наполненный стакан, просто переполняется и начинает выливаться наружу.

Artifex: Какими техническими приспособлениями вы добиваетесь такого эффекта экспрессии? Может быть, используете какие-то определённые кисти или другие предметы?

Частенько просто использую то, что рядом. Может попасться тряпка для мытья пола или одежда. Я даже могу разбавить акрил чаем. Мне нравится выходить за привычные форматы: всегда найдешь что-то новое. Думаю, что многие, кто пробовал рисовать на огромных стенах и бумаге А4, понимают: каждый формат специфичен оттого, что ум по-разному функционирует при виде объема работы и подыскивает подходящие техники для решения задач.

 

Artifex: За какое время вы написали свою самую быструю картину?

Думаю, около минуты. ☺

Artifex: Что делать, если есть заказ, но нет вдохновения?

Просто делать его, как толстокожий слон, идущий по джунглям. ☺ Хорошо иметь мотивацию, в которую многие включены − это всегда дает огромную силу к действиям. Например, поехать на курс медитации или помочь кому-то что-то сделать, вовлечь людей в какой-то процесс, чтобы они тоже раскрыли свои качества. Это важно!

Artifex: А теперь давайте поговорим об уличном искусстве. Чем стрит-арт отличается от граффити?

Я понятия не имею. ☺ Если чисто теоретически разграничивать, то граффити − это буквы, улица и имя, а стрит-арт − то же самое, только с другими темами и приёмами. Главное, чтобы у человека был вкус, своя позиция и уверенность в происходящем. Это сразу видно по работам. Иногда хороший шрифт в интересном месте выглядит намного живее красочного фасада.

Artifex: А чем русское граффити отличается от зарубежного, на ваш взгляд?

Мы не уверены в себе. Мало людей просто делают то, что им нравится, так как воспринимают творчество, как что-то внешнее, чему нужно учиться и подражать. И что зарабатывать нужно чем-то другим. Хотя каждый уже сегодня имеет свою уникальность. Нужно расслабиться и перестать гнаться за чем-то, тогда эта уникальность проявится и будет радостной, актуальной. Ещё самобытности мало, а она в основном приходит из жизненного опыта. Если посмотреть, сколько людей рисуют в Европе, и сколько там живут, то будет ясно: у нас все еще впереди. Если мы этого сами захотим, конечно. А в целом у каждой страны свой путь. ☺

Artifex: Расскажите подробнее о работе «Переоценка», она стала самой масштабной в вашем творчестве.

Да, и самой долгожданной, наверное. Сошлись все условия для того, чтобы просто сделать то, что давно хотелось. За это я очень благодарен всем, кто помог этому случиться! Спасибо вам. В видео к этому проекту сказано, зачем и о чем эта работа.


Artifex: Вы говорили, что занимались музыкой и танцами. Расскажите об этом подробнее.

С танцев началось мое увлечение хип-хоп культурой. Это было в Москве в 1998 году. Позже, когда я жил в Омске три года назад, то занимался музыкой: просто писал её на компьютере, зависал в процессе месяцами. Выпустил три альбома. Какое-то время это было единственное, чем я занимался. Мог по полгода не рисовать, и это было здорово.

Мне кажется, всем нужно делать перерывы в творчестве и иметь/искать непреходящие ценности. Ведь ничего из того, что мы создаем, мы с собой не заберем. Поэтому использовать творческую энергию как инструмент, мотивируемый ценностями, куда более зрело.

 

 

Последние четыре года я очень много путешествую, не задерживаясь в городах дольше месяца. Путешествуйте! Обязательно делайте это, чтобы распознать, что мир широк и бездонен; чтобы всегда было переживание свежести преодоления границ и ясность момента. Пусть ушедшее прошлое и ненаступившее будущее не затмевают радости происходящего перед вашим носом, каждую секунду.

Радостного дня! ☺

Artifex: Анатолий, спасибо огромное за такую искреннюю и философскую беседу!