Стрит-арт существует в свободе, именно отсутствие ограничений делает его тем самым уникальным явлением - искусством вне системы. Лондонский район Шордич, бруклинский Бушвик в Нью-Йорке, Питерский музей – далеко не все площадки легальной концентрации стрит-арта, но это первые попытки создать профессиональную культурную институцию из необузданного феномена.

Музей стрит-арта не только помогает развитию уличного искусства, но и выводит его на совершенно новый уровень, способствуя развитию технической и концептуальной сторон исключительного направления.

 

История

Все началось в 2011 году. В одном из заброшенных цехов завода слоистых пластиков молодой Андрей Зайцев, сын директора завода Дмитрия Зайцева, проводил граффити-вечеринки. Далее, в 2012 году, по его инициативе был основан Музей уличного искусства.

Андрей Зайцев: «После серии подпольных граффити-вечеринок в одном из заброшенных цехов завода слоистых пластиков, мой отец – председатель совета директоров завода Дмитрий Зайцев – в строгой форме предложил задуматься о прекращении этого веселья. Вечеринки закончились, но периодически на заводе все же появлялись работы граффити-райтеров. В какой-то момент их стало так много, что люди начали интересоваться, как можно попасть на завод и посмотреть их».

В 2014 году в рамках параллельной программы Manifesta 10 заработала площадка временной экспозиции.

Андрей Зайцев: «Мы написали к ней концепцию, отправили – и то, что нас включили в параллельную программу, честно говоря, стало неожиданностью. Тогда мы уже собрали команду, пригласили куратора, сделали важную выставку. Так, благодаря «Манифесте», появилась публичная площадка Музея».

Выставка «Повод к миру / Casus Pacis» стала первой в череде сезонных проектов и может считаться отправной точкой для запуска музея как полноценной культурной институции.

 

 

Возможен ли музей?

Что такое стрит-арт? Направление? Способ? Просто место локации? Уличное искусство подвергается опасности при любой попытке систематизировать его, заключить в рамки. Будучи вырванным из контекста, оно погибает.

Тем удивительнее проект, способный сохранить природу этого феномена, придав ему доступную для изучения форму и открыв пути к дальнейшему развитию.

Андрей Зайцев: «Музей стрит-арта – это наша попытка сделать невозможное, что-то новое, из ряда вон выходящее. Можно сказать, что мы изобретаем свой особый путь на стыке современного искусства, стрит-арта и возможностей его экспонирования. Я много путешествую в поиске каких-то площадок, с которых нашему Музею можно было бы брать пример, но пока не встретил нигде в мире ничего подобного».

Музей не заключает уличное искусство в институцию, а создаёт условия для дальнейшего взаимодействия стрит-арта со зрителем в достаточно естественной среде своего обитания и в натуральной форме.

Но давайте обо всем по порядку.

 

Коллекция

На территории завода находится постоянная экспозиция, она и называется коллекцией. 12 гектаров полной свободы, для творчества открыты как внешние стены, так и помещения внутри цехов. Что важно, работы из коллекции не закрашиваются и не стираются.

 

Производственная территория устроена как «город в городе». Тут есть свои улицы, структура и архитектура, а корпуса и цехи как раз отлично подходят для граффити. Что примечательно, названия улиц достаточно необычны: «Тупик цивилизации», «Потусторонняя улица» делают из самого завода масштабный арт-проект.

Подобное место способно обезопасить стрит-арт от покушений, не вырывая его из первоначального контекста.

 

В постоянной экспозиции присутствуют достаточно громкие имена. Часто художники, участвующие в летнем проекте, оставляют работу на память, но иногда их специально приглашают создать что-то для коллекции.

У музея с заводом соглашение, рисовать можно везде. Первоначально процесс утверждения работы и места был хаотичен, художники приезжали, выбирали любую стенку, получали одобрение эскиза и все, но в итоге экспозиция вышла очень разрозненная. Теперь пополнение коллекции будет курироваться, но сильных ограничений не предполагается – стрит-арт был и останется свободным, даже в культурной институции.

 

 

Всего на территории около 50 работ. Среди художников представлены Паша 183, Тимофей Ради, Кирилл Кто, Сергей Радкевич (известный под псевдонимом Teck, — украинский уличный художник, чье творчество пропитано религиозными мотивами и сакральной тематикой), Никита Nomerz, Escif и другие.

 

Именно в Питерском Музее стрит-арта находится манифест Тимофея Ради «Всё, что я знаю об уличном искусстве» с которым можно и стоит ознакомиться каждому.

 

 

Резиденция

В одном из строений радом с офисом музея располагается три этажа комнат. Это арт-резиденция. Художники приезжают в марте-апреле, когда уже достаточно тепло для создания временной выставки. Одновременно в помещениях живет 30-40 человек.

 

Также на базе резиденции в музее реализуются короткие зимние проекты, одним из которых был «Искусство производства / Производство искусства». Участникам предлагалось создать арт-объекты из отходов производства самого Завода слоистых пластиков.

 

Временная экспозиция

Со времен Манифеста 10 каждый год в музее открывается пространство летней экспозиции. Проект сезонный: ежегодно старые работы стираются и закрашиваются, освобождая место для нового высказывания. Так как производство на заводе не останавливается, территория выставки огорожена, ведь на ней постоянно проходят различные мероприятия и фестивали.

 

Летняя экспозиция представляет собой тематический кураторский проект, и, пожалуй, это самый опасный маневр: как раз формирование единого направления и кураторский «надзор» может трактоваться как «диктовка правил». Но Музей не только уникален сам по себе как феномен, но также и очень успешен в своих действиях – ежегодные проекты раскрывают стрит-арт в новом свете, возводя его до уровня профессионального искусства, не помещая при этом в губительную систему.

Каждая выставка – по-настоящему взрослый и очень мощный возглас. Целостная структура не заключает в себе отдельные работы, а соединяет их в одно большое высказывание. Если у кого-то и могут оставаться сомнения в профессиональной серьезности уличного искусства, временная выставка, как полноценный культурный проект, ярко демонстрирует, что стрит-арт значителен и очень качественен сам по себе, он заслуживает внимания и уважения.

Лучшим примером является летняя выставка 2016 года «Через границы/Сквозь ограничения: маргинальное искусство в эпоху миграции». В проекте поднимается вопрос культурных столкновений и противоречий, а граница понимается как точка взаимодействия и взаимного проникновения.

 

 

Рафаэль Шактер стал первым приглашенным зарубежным куратором музея. Помимо того, что это усиливает интернациональный контекст в корне, Рафаэль сам по себе очень мощный деятель, и, что важно, опытен в исследовании стрит-арта.

Совместными усилиями художники, куратор и представители музея смогли сделать очень громкое высказывание, в котором качество и важность отдельных работ невероятно высоки. Это полноценный художественный проект, включающий в себя каноны профессионального искусства.

Так работа Go Home художника SpY представляет собой произведение с чувственной и глубокой концепцией. Go Homе - фраза, несущая «прогоняющий» призыв к чужакам, в контексте этого проекта несет обратный смысл: дом рассматривается как привилегия, теплое место, которое есть не у всех. Это ли не высокий уровень? Работа сильная, масштабная, и именно контекст выставки дает ей нужный комментарий.

 

 

А граффити с сообщениями Филиппо Минелли несет в себе классическую постмодернистскую практику. Художник просто «выставил» диалог с координатором, темой которого были сложности в получении визы для приезда в Россию. Это не просто хорошее произведение уличного искусства, подходящее в общую концепцию проекта, это буквально иллюстрация поднятой проблемы из жизненного нарратива художника.

Превращение частного диалога в часть экспозиции является отличным приемом использования контекста и ценности художественного процесса, а также личного и группового взаимодействия с миром в рамках общего диалога и поиска пути для этого. Примером подобного «классического» привнесения личного может быть работа Мэри Келли «Послеродовые документы», в которой она также собственным жизненным примером обозначила общую проблему.

 

В целом художники рассматривали не только проблемы миграции, но и сами понятия границ и ограничений.

Настоящий профессиональный подход их исследования и уровень экспозиции делают временные выставки музея высококлассными институциональными проектом. Но этот «системный» жест не губит, а смело развивает внешний феномен уличного искусства.

 

В пространство временной экспозиции входит котельная. До появления музея она была в плачевном состоянии, но теперь ее привели в порядок, вставили окна и наладили отопление. Внутри располагаются работы, которые могут пострадать от погодных условий.

 

 

Пространство «Цех Х1»

Граффити есть во многих работающих цехах, но Х1 заброшен. Три этажа свободного пространства по большей части закрыты для широкой публики. Дырки в полах, никакого отопления, из соображений техники безопасности туда водят лишь около пяти экскурсий в год.

 

 

Стены в Х1 доступны практически любому художнику, стоит лишь прислать эскиз и, получив одобрение, приехать со своими материалами. Но нужно быть готовым, работы в этом цехе могут закрашиваться.

 

 

Из-за обилия авторов в помещениях нет никакой целостности, работы сделаны разными людьми, а порой без подписи никто даже не помнит имена художников. Но посещать сам цех очень интересно как минимум из-за естественной атмосферы индустриального здания: темные коридоры, помещения с развалинами, а разрушенные элементы порой выглядят как арт-инсталляции. Особой популярностью пользуется экскурсия на Хеллоуин.

 

Среди рядовых граффити попадаются инсталляции уже известных художников. В одном из помещений взгляд от стен притягивает к себе чайка Hioshi, художник сам написал в музей с просьбой сохранить ее. Удивительно, но при случайном расположении инсталляции ее элементы четко совпали с разрушениями на поверхности пола. Чайка нашла идеальное место.

 

Одной из главных потерь тех, кто не смог сюда попасть, является огромная инсталляция Алёны Коган. Ее «Прорыв», переосмысление работы «Галактика-веретено NG 5866», располагается между двух этажей. Легкий материал пронизывает пол, переходя на уровень ниже, а само веретено может светиться.

 

 

Музей

Помимо основной выставочной деятельности, музей проводит обширную образовательную программу. В рамках различных проектов регулярно проходят мероприятия, лекции, встречи с художественными деятелями.

Приняв громкий статус полноценной институции, Музей стрит-арта планирует миссии локального и глобального масштаба.

Андрей Зайцев: «Мы также продолжим курировать внешние проекты как в России, так и за ее пределами – например, мы уже готовим два проекта в Риме (Фестиваль света и павильон Outdoor Festival) и два – на севере Италии.

Если вернутся к самой площадке Музея уличного искусства, то мы обязательно будем расширяться, увеличивать территорию своего присутствия на Шоссе Революции. Это касается и масштабного пятилетнего плана по превращению зоны вокруг Музея в главный район современного искусства в Петербурга – скорее всего, он начнется с реализации проекта «Шоссе Арт-революции» уже в этом году».

Из локального можно выделить культурное развитие зоны расположения самого музея, Красногвардейского района.

В глобальном же смысле институция, будучи серьезной в своей деятельности занимается документированием и анализом уличного искусства. Произведения экспозиций, постоянной и временной, фотографируются, а процесс создания часто снимается на видео, которые можно посмотреть на youtube.



Музей сотрудничает с Google Cultural Institute, благодаря которому можно ознакомиться с прошедшими выставками в любой момент.

Более того, по итогам выставок выпускаются самые настоящие каталоги. Теперь при всей естественности постепенного разрушения уличного искусства, огромный культурный пласт тщательно задокументирован и не будет потерян.

 

Андрей Зайцев: «Начав показывать работы уличных художников в ограниченном, хоть и открытом пространстве завода, мы создали новый формат существования стрит-арта. Здесь, например, его не закрашивают власти – однако после временных выставок мы безжалостно закрашиваем все муралы сами, чтобы они дали место новым работам. При этом мы тщательно сохраняем все документальные свидетельства существования этих работ (в печатных каталогах, онлайн-выставках, плюс видео процесса создания этих произведений). Таким образом, сохраняя статус Музея как площадки для выставок, мы также утверждаем свой имидж авторитетной культурной институции в сфере уличного искусства».

Сейчас Музей уличного искусства стремительно развивается: участие в международных фестивалях, подготовка новых выставок, внутреннее пополнение экспозиции, введение новых экскурсионных программ на разных языках. Вскоре уникальный опыт первой культурной институции посвященной стрит-арту поможет и другим схожим проектам во всем мире.

P.S. Обязательно к посещению!