Как известно, яркие цвета благотворно влияют на настроение человека. Экраны телефонов и телевизоров пестрят яркими красками. Это помогает или вредит человечеству?
Victoria Veisbrut молодой художник и муралист. Она прошла путь от полотна в виде человеческого тела до холста, а после вынесла своё творчество на стены улиц. В своих работах художница поднимает проблему экологичной информации, которая окружает сегодняшний цифровой мир. Мы поговорили с Victoria Veisbrut, привносящей в жизнь яркость своим обликом и искусством. Она рассказала, как сделать города интереснее и современнее, на кого стоит равняться, за какими трендами надо следить и как грамотно потреблять информацию.
Artifex: Виктория, как давно вы увлеклись стрит-артом?
У меня не так много работ в этом направлении, изначально я художник и рисую кистью. На улицу я вышла только прошлым летом и планирую продолжить, когда карантин закончится.
Artifex: А что вас сподвигло выйти на улицу?
Я решила развить свои способности. Художник создаёт работы, с помощью которых разговаривает с людьми и чем больше зрителей у его картин, тем лучше. Хочется слушать какие-то отзывы, человеческие отклики. Выход на улицу позволяет узнать больше мнений. Я пока не знаю другого вида искусства, способного собрать такое количество зрителей.
Artifex: Ваш коллега, Иван Ягода, остался на карантине в Испании, потому что не смог вернуться домой. Кроме уличных стен он творит на автомобилях. Если бы каждая машина была такой, как изменился мир?
Сегодня многие художники рисуют на автомобилях. Машины сейчас сами по себе симпатичные, современные и ярких тоже много, на любой вкус.
Автомобиль в наше время — почти как человек. Это скафандр владельца, способствующий самовыражению. К машинам я претензий не имею.
А вот внешний вид городов и улиц в подворотне у меня вызывает вопрос. С этим надо что-то решать, убирать всё это старьё. До сих пор не понимаю, почему сохраняют полуразвалившиеся деревянные постройки, памятники. Надо обновлять города, делать их ярче и современнее. Ведь мы не сможем ещё тысячи лет прожить в тех же антуражах, которые были актуальны в прошлых веках.
В Москве есть интересные постройки, и стрит-арт хоть какой-то присутствует. Нужно выносить искусство на улицу.
Artifex: Что необходимо для этого делать?
Надо следовать примеру больших городов. Например, в Москве дали возможность проводить фестивали. У нас есть интернет-пространство, через которое мы транслируем своё искусство. Нужно, чтобы городские власти поддерживали стрит-арт, выделяли деньги, гранты.
В своём городе я столкнулась с половиной людей, которых возмутило моё творчество на улице. Поддержка Министерства культуры могла бы помочь в развитии стрит-арт индустрии. Тогда люди, которые не следят за этим, постепенно привыкнут и поймут, что можно жить по-другому, а не только в коричнево-зелёненьких тонах. Необходимо создавать больше муралов.
Artifex: Как уже было упомянуто, вы изначально художник и рисуете кистью. Как давно вы этим занимаетесь?
На холсте я начала рисовать в университете, а в профессию художника пришла года два назад. До этого у меня за спиной восемь лет стажа работы татуировщиком.
В один момент я поняла, что это ставит передо мной какие-то рамки. Одно дело — нарисовать на холсте, а другое — у кого-то на спине. Ведь человек будет это носить всю свою жизнь. В такой ситуации я не могла сильно отстаивать свою позицию, так как это неэтично. В большинстве случаев, надо было делать то, что хотел человек.
Однажды у меня появилось желание и много идей изобразить то, что мне не дали бы сделать на себе люди. Тогда я постепенно перешла на холст. Потом мне это понравилось больше. Татуировкой я уже почти не занимаюсь. Но я хотела бы по-новому на неё посмотреть и вернуться.
Artifex: Ваши картины, наполненные множественными смыслами и яркими деталями, пользуются спросом на выставках современного искусства. Расскажите о вашем пути к такому необычному стилю? Он начинался с татуировки?
Нет, мой авторский почерк появился на картинах, а потом перешёл в татуировку. О его необходимости я задумалась ещё, когда работала татуировщиком. В то время многие мастера переходили к своему индивидуальному стилю, чтобы стать узнаваемыми в этой сфере. В тату-среде тоже есть свои фестивали, какие-то призвания. У меня всегда граничило понимание этичности и своих внутренних потребностей, когда я работала татуировщиком. Это не дало мне уйти в индивидуальную стилистику.
На холсте я потратила год на какие-то поиски. Вся моя концепция начиналась с размышлений о том, что я чувствую и что хочу сказать другим через созданную картину. Когда я начинала работать над своим почерком, была популярна тема infoxication («демонстрация одной из важнейших социальных проблем нашего времени, переизбытка бесполезной или даже вредной информации в окружающей среде, которая открывается нам на просторах телевидения и интернета, наполненная правдивыми и ложными данными, чужими размышлениями и правилами жизни»). Я думаю, что сейчас она перерождается, но в основе по-прежнему заложен переизбыток информации.
Меня, как городского жителя, привлекает развитие технологий, интересует к чему мы в конце концов придём, как будем существовать. Развитие технологий, покрытие моих объектов какими-то картинками и является показателем переизбытка информации. Сейчас у каждого есть телефоны, телевизоры. Мы все живем, потребляя информацию, и становимся от неё зависимыми. В итоге она отражается на нас. Каждая мысль, полученная из вне, отображается на человеке. Картина, с которой всё начиналось — это «Земля». Она состоит из современного человека, живущего в информации, которая становится его частью.
Artifex: Какой потайной смысл несёт в себе серия картин про зарождение информации?
Это аналогия зарождения человека. Он появляется из одной маленькой клеточки, их становится больше, они преобразуются в какую-то сложную форму и по итогу составляют целое живое существо со своими мыслями, желаниями и чувствами. Информация также может зародиться из одного услышанного слова, потом обрасти и превратиться в какое-то чудище, которое будет жить своей жизнью. Сейчас информация существует с помощью социальных сетей, новостей. Она уже живёт своей жизнью.
Artifex: Под фотографией картины «Мы – то что мы едим» вы написали, что пора вводить в моду информационный ЗОЖ? Что вы имели в виду?
Нужно выбирать информацию, которую ты потребляешь. Сейчас многие целыми днями сидят в телефонах, читая про коронавирус. И мы всё равно до конца не знаем, что из этого правда, а что нет. Необходимо фильтровать информацию, обдумывая, надо ли тебе вообще это знать. Сказали дома посидеть, может так и сделать, а не внедряться в то откуда это пришло, и кто виноват.
По аналогии с потреблением пищи, когда её было мало, мы нуждались в том, чтобы хоть что-то съесть, чтобы выжить. Сейчас нет этой нехватки еды, поэтому поголовно начало развиваться ожирение. Люди осознали, что надо ограничить потребление пищи, и теперь это стало модным и правильным. Когда-то информации тоже было не так много, и мы что услышали от соседей, то у себя на ус и намотали, потом кому-то рассказали. В наше время её стало много. И нам уже пора создать культуру потребления информации, чтобы не заболеть информационным ожирением. Не надо читать всё подряд, воспринимая как факты. Необходимо понимать, кого и что ты хочешь слушать. Нам нужна новая система, помогающая правильно питаться информацией.
Artifex: Instagram является ключевым местом продвижения вашего творчества или есть ещё какие-то?
Оно основное, а через него появляются какие-то другие варианты. Как молодой, начинающий художник я стремлюсь к каким-то институциям, к более живым продвижениям, к коллаборациям с другими художниками и социальным проектам. Обо всём этом я сейчас думаю, ищу какие-то выходы, с кем-то общаюсь, знакомлюсь. Этому тоже будет посвящён определённый этап моей жизни. Нельзя ограничиваться одним Instagram. Ты, таким образом, приравниваешь себя к какому-то интернет-магазину.
Artifex: Как современному художнику развивать себя как бренд? Можно ли монетизировать эту историю?
Конечно, многие художники по всему миру зарабатывают на своём искусстве. Монетизируется всё что нужно кому-то вокруг. Если ты начинаешь создавать какие-то произведения, которые люди хотят иметь у себя дома или видеть это в музее, или рассказать об этом миру, тогда это начинает монетизироваться. В этом случае сложно искусственно создать бренд. Им является сам человек. Нужно делать своё дело и в какой-то момент бренд сложится во что-то более фигуративное, понятное и обретёт свой облик. Здесь главное делать хорошие вещи, от души. Так как ты знаешь и чувствуешь.
Artifex: Виктория, что вдохновило вас на создание такого яркого стиля в вашем образе и в произведениях искусства?
Это пришло постепенно, из размышлений. Раньше я была другой, какой сейчас ни за что бы себе не понравилась. Я предпочитала чёрные цвета или какие-нибудь тёмные оттенки. Сейчас я поменялась вместе со своим искусством. Мною поднимается тема информации, которая, в основном, вся яркая и пестрящая, особенно благодаря экрану телефона, который усиливает краски, поэтому я и начала создавать картины именно так.
Это истоки поп-арта, потому что он изображал культуру потребления, а сейчас она просто поменялась. Получается, что мои работы — это такой новый поп-арт. Он всегда был сделан в ярких цветах, поэтому я поняла, что надо добавить яркость, чтобы усилить мысль и свою концепцию.
Artifex: Когда вы в последний раз делали что-то в первый раз?
Я постоянно делаю что-то в первый раз. Пробовала открыть для себя какие-то 3D-программы. На самом деле, всегда, когда ты хочешь сделать что-то в первый раз, ты к этому долго, маленькими шажками идёшь.
Artifex: Спасибо за интервью! Желаем вам новых творческих открытий!
Автор: Александра Шванова