Этого художника называют главным китайским оппозиционером, его имя стоит на первом месте в списке ста самых влиятельных арт-персон мира, а его бунтарские работы обсуждают на всех перекрёстках. Принадлежавшую ему мастерскую в Шанхае разгромили представители полиции, самого художника скрутили прямо в аэропорту и запретили покидать пределы Китая.

А имя Ай Вэйвэй (Ai Weiwei) стало в стране символом провокации и скандала.

Его отец шестнадцать лет чистил общественные туалеты. И работал так, что умудрялся обычные деревенские сортиры превращать чуть ли не в произведения искусства. Ай Вэйвэй сначала освоил это ремесло, а затем отправился обучаться анимации в Пекинской киноакадемии. А потом он стал самым дерзким, самым непредсказуемым и самым культовым художником Китая. Каждая его работа – не просто впечатляющая инсталляция в рамках современного искусства, любое его произведение – словно плевок в лицо лжецам, глупцам и невеждам. Площадки, на которых он выставляет свои неоднозначные творения – это не выставочный зал, а ринг, на котором он борется с несправедливостью этого мира.

 



 

Казалось бы, всего лишь горы хлама, тряпок и случайный набор предметов: огромный светильник, круг из велосипедов, «толпа» табуреток, карта мира из одежды и так далее. Но все эти привычные вещи в интерпретации Ай Вэйвэя выглядят вызывающе и доходчиво дают понять зрителям, что именно автор имел в виду.

Художник разбил бесценную урну династии Хань, нарисовал на древней вазе логотип Кока-Колы и превратил антикварную мебель в кучку досок и щепок: он оскверняет реликвии и делает них арт-объекты и перфомансы. Этот человек неоднократно бросал вызов властям. Одна из самых скандальных работ – огромная инсталляция, посвящённая Сычуаньскому землетрясению в 2008 году. В ней использовано девять тысяч школьных рюкзачков, из которых составлена фраза, принадлежащая матери одной из погибших девочек: «Она прожила счастливо семь лет в этом мире». Помимо инсталляции, Ай Вэйвэй провел собственное расследование последствий землетрясения и опубликовал шокирующие данные в своем блоге.

 

 

Среди культовых работ провокатора – «Семена подсолнуха»: зал, пол которого усыпан маленькими фарфоровыми семечками, расписанными вручную. Другое его знаменитое творение называется Pillars и представляет собой лес из ваз огромного размера. Все желающие могут побродить по нему. Самым же известным его произведением является стадион в Пекине, построенный к Олимпийским играм-2008. Ай Вэйвэй выполнил его в форме птичьего гнезда. Рассказ о его дерзких инсталляциях можно продолжать бесконечно, ведь каждая его работа – это повод задуматься и посмотреть внимательнее вокруг себя.