С помощью техники маркетри создаются завораживающие пейзажи и изображения городов. Элементы мозаики врезают в шпон, служащий фоном, закрепляют бумагой и вместе с фоном наклеивают на поверхность изделия. Эта работа настолько тонкая и трудоемкая, что мастер может трудиться над заказом не один месяц. Он должен быть очень аккуратным, точным и сосредоточенным.

Маркетри представляет собой один из видов инкрустации по дереву, причем мозаика складывается из разных пород древесины, камня, металлов. Считается, что техника маркетри появилась еще во времена Древнего Египта, а, возможно, и еще раньше. В гробнице фараона Тутанхамона были найдены предметы, украшенные деревянной мозаикой.

 


 

Ту же технику использовали позже в Голландии, а сам термин придумали ушлые французы. Marque, что означает «расчерчивать», приобрело большую популярность во Франции и Германии, им украшали мебель и даже стены, тогда же появилась и техника инкрустации шпоном. Наиболее распространенными мотивами декора мебели были геометрические рисунки, цветочные узоры, архитектурные пейзажи, сцены охоты, изображения музыкальных инструментов. Некоторые работы оценивались как произведения искусства и стоили баснословных денег. Сегодня маркетри не так популярно и приравнивается скорее к ремеслу, как, например, русский лубок.

Одними из лучших французских мастеров 14-15 веков признаны Жан-Франсуа Эбен, Жан-Анри Ризенер и Андре Шарль Буль, а из немецких 18-го века - Давид Рентген, чьи работы украшают дворцы Гатчины, Павловска, Пушкина. Кстати, в России еще при Екатерине II столичные и крепостные мастера овладели техникой маркетри, народ даже сложил про них несколько легенд. В каждом дворце была мебель с элементами маркетри - орнаменты, натюрморты, портреты... К примеру, в Зимнем дворце в этой технике декорированы двери и наборные паркеты, столы, кресла, стулья. Среди отечественных мастеров славятся А. Карпенко, Е. Мищан, С. Костюк и В. Дмитренко. Киевская школа маркетри отличалась живописной манерой исполнения, а лучшими ее мастерами считаются Сергей Костюк и Виталий Гинчук.

К началу 19-го века популярность маркетри и других «ручных» техник угасла, так как наметилась тенденция поточного производства. Мозаика уступила место другим видам декорирования мебели, таким как резьба и украшения из металла, но мода на нее вернулась уже в начале 20-го века. В наши дни мозаика и инкрустация переживают возрождение. Искусственные материалы, такие как нейлон или пластмасса, давно уже не в почете, людям стало ближе и дороже все натуральное, поэтому маркетри обретает новую жизнь.